Программа развития муниципального общеобразовательного учреждения «Еловская средняя общеобразовательная школа» «Социальное партнерство» на 2008-2012 г
Содержание
1. Информационная справка о школе…………………………………………….2
2. Проблемно-ориентированный анализ жизнедеятельности школы…………..4
2.1. Анализ реализации программы развития на 2005 – 2007 годы…………..4
2.2. Анализ внешней среды (PEST- анализ)……………………………………5
2.3. Анализ внутренней среды(SWOT-анализ)…………………………………6
2.4. Анализ результатов образовательного процесса………………………….8
2.5. Анализ состояния социального заказа, адресуемого школе……………...9
3. Миссия школы………………………………………………………………….10
4. Концептуальные основы программы развития………………………………10
5. Модель выпускника ……………………………………………………………12
6. Цели и задачи программы……………………………………………………...13
7. Основные направления программы…………………………………………...13
8. Сроки и этапы реализации программы ………………………………………13
9. Ожидаемый конечный результат ……………………………………………..14
10. Управление программой ………………………………………………………15
11. Основные мероприятия по реализации программы………………………….15
1. Информационная справка о школе
Страничка истории
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Еловская средняя общеобразовательная школа» (название с 1999 года) – одна из старейших школ района и области. По сведениям старожилов, школа в с. Елово была основана в 1857 году. В 1939 году состоялся первый выпуск десятиклассников из Еловской средней школы. Среди выпускников школы доктора наук, мастера спорта, а также имеющие звание «Заслуженный», «Почетный работник» и награжденные орденами, медалями. Выпускники поддерживают связь со школой через ассоциацию выпускников.
В школе сложились 5 учительских династий.
В 2007 году школа отметила 150- летний юбилей со дня основания.
Внешние связи школы
Школа расположена в с. Елово, районном центре Еловского района. Это выгодно отличает ее от других образовательных учреждений района. На территории села находятся 2 дошкольных учреждения, школа-сад с обучением на I ступени, профессиональное училище №76, филиал Чайковского промышленно-гуманитарного колледжа, детский дом, вечерняя школа, районные учреждения: школа искусств, центр детского творчества, районный информационно-методический центр, дом досуга, библиотеки, школьный историко-краеведческий музей, редакция газеты «Искра Прикамья», ОВД. Школа сотрудничает со всеми субъектами социокультурной среды села.
Школа является опорным центром по работе с педагогами и руководителями образовательных учреждений района.
Режим работы
Режим работы школы организован в соответствии с требованиями СанПиН и закреплен Уставом школы: шестидневная рабочая неделя для учащихся 2-11-х классов и пятидневная неделя для первоклассников; обучение в две смены.
Обучающиеся
С 1 сентября 2007 года в школе обучается 618 учащихся, они скомплектованы в 32 классных коллектива. Наполняемость классов в среднем составляет 20 человек.
В школе обучаются дети из 8 населенных пунктов Еловского района. Для 48 учащихся организован ежедневный подвоз. Среди учащихся школы воспитанники детского дома (4), дети из опекаемых и патронатных семей (18), дети из многодетных семей (94), 7 детей-инвалидов обучаются в среде своих сверстников и 5 человек на индивидуальном обучении, 321 ученик (56.3%) из малоимущих семей.
95% детей с основной и подготовительной группой.
Родители
Среди родителей школы 67 % служащих, 8 % не имеют постоянной работы. 22.8% родителей имеют высшее образование, 43.1% - среднее специальное.
Педагоги
В школе работает стабильный педагогический коллектив, учреждение укомплектовано кадрами на 100 %. Средний возраст педагогов 40 лет. Средний педагогический стаж 20 лет. 68% педагогов – выпускники Еловской школы. 87,3% педагогов имеют высшее образование. Преподавание учебных предметов осуществляют педагоги соответствующих специальностей.
За последние 3 года наблюдается положительная динамика образовательного уровня педагогов. 88.3% педагогов имеют квалификационные категории (23.3% - высшая, 43.4% - первая, 21.6% - вторая). В числе работающих педагогов награждены 52 человека (86%). Педагоги школы ежегодно представляют свой педагогический опыт на профессиональных конкурсах разных уровней.
3 педагога школы стали победителями приоритетного национального проекта «Образование».
Пояснения к учебному плану школы
Учебный план школы создан на основе Базисного учебного плана 2004 года и сохраняет в необходимом объеме содержание образования, являющееся обязательным на каждой ступени обучения. На 1 ступени обучения реализуются программы развивающего и коррекционно-развивающего обучения. На 2 ступени обучения предоставлены часы для освоения курсов по выбору предпрофильной подготовки. Преподавание на 3 ступени ориентировано на развитие самостоятельных навыков, теоретического мышления, творческих способностей и постепенный переход к профильному обучению.
Вариативная часть учебного плана обеспечивает реализацию регионального и школьного компонентов, содержание предпрофильного образования. Региональный компонент представлен курсами граждановедения.
Во всех классах введен 3-й час физической культуры.
Индивидуальные и личностные потребности учащихся школы реализуются за счет школьного компонента учебного плана.
Программно – методическое обеспечение
Образовательный процесс осуществляется на трех ступенях обучения по соответствующим образовательным программам, рекомендованным Министерством образования. Степень обеспеченности учебниками на всех ступенях составляет 98,6%. Ежегодно выписываются периодические издания 55 наименований. Библиотека оснащена мультимедийным оборудованием и электронными пособиями.
Имеется выход в Интернет. Создан сайт образовательного учреждения.
Материально – техническая база школы
Школа располагается в типовом трехэтажном здании, построенном в 1965 году. В 1972 году был сделан двухэтажный пристрой с теплым переходом. На территории школы находится стадион, спортивная площадка, сад-огород, хозяйственный двор, отапливаемые гаражи.
Школа располагает тремя спортивными залами, актовым залом, который совмещен со столовой на 200 посадочных мест, медицинским и процедурным кабинетами, библиотекой с небольшим читальным залом.
Общее количество учебных кабинетов с учетом малых кабинетов для занятий по подгруппам – 35, в том числе кабинет социального педагога, логопеда, психолога; две мастерские (швейного и технического труда), учебный кабинет для занятий по кулинарии.
Школа имеет два компьютерных класса, оснащенных персональными компьютерами.
Имеется автобус ПАЗ, автомобиль УАЗ.
Финансовые ресурсы
С 2002 года школа самостоятельно осуществляет финансово – хозяйственную деятельность. Источники финансирования – бюджетные и внебюджетные средства.
2. Проблемно-ориентированный анализ жизнедеятельности школы
2.1. Анализ реализации программы развития на 2005 -2007 годы
Программа развития, предназначением которой было обеспечение перехода школы в режим развития, была рассчитана на 2005-2007 годы и определяла следующие приоритетные направления развития школы: воспитание законопослушного гражданина, повышение уровня воспитанности учащихся, сохранение и укрепление здоровья, формирование ЗОЖ, повышение качества образования.
Результаты реализации программы:
· обобщенные понятия по таким направлениям личности как социально-нравственное, общеинтеллектуальное и общекультурное усвоены более чем у 70% учащихся школы;
· уровень воспитанности школьников повысился от 72% до 80.3%;
· сформирована система ученического самоуправления (органы ученического самоуправления действуют на всех ступенях обучения, на уровне школы и классных коллективов);
· активизировалось участие в социально-проектной деятельности; ежегодно проводятся школьные конкурсы социально-культурных проектов;
· в системе проводится внеклассная работа, ориентирующая учащихся на ЗОЖ;
· данные по состоянию здоровья школьников имеют положительную динамику;
· введен третий час физической культуры и расширен спектр детских объединений спортивно-оздоровительной направленности, что способствовало удовлетворению потребностей учащихся в физической активности и физическом развитии;
· в 2006 году осуществлен переход на новый БУП (2004);
· системно ведется реализация регионального компонента БУП;
· в течение трех лет осуществляется предпрофильная подготовка в 7х - 9-х классах;
· существенно обновлено содержание образования и освоены новые образовательные технологии;
· качество обучения повысилось на 4,2%;
· создана и успешно реализуется программа информатизации.
Программа развития на 2005 – 2007 годы, в основном, выполнила свое предназначение, обеспечив переход школы в режим развития и прорыв по приоритетным направлениям развития, а также подготовила базу для разработки следующего этапа развития школы.
Вместе с тем, не удалось добиться значительного сдвига в интеграции основного и дополнительного образования учащихся, не полностью реализованы программы «Семья», «Культура», «Здоровье», требует дальнейшего совершенствования медицинское обслуживание школьников, недостаточно повысилось качество обучения в связи с неудовлетворительным финансированием и несовершенством материально-технической базы.
2.2. Анализ внешней среды (PEST- анализ)
Политика Положительно (+) (-) Отрицательно | |
1.Политическая стабильность в стране способствует эффективному решению вопросов образования. 2.Поддержка образования со стороны правительства (Закон «Об образовании», Концепция модернизации образования до 2010года», Нацпроект «Образование» и.т.д.) и региона (Закон «Об образовании в Пермской области», региональные проекты), района (Программа развития образования Еловского района до 2010 года) |
|
Экономика Положительно (+) (-) Отрицательно | |
1.Оживление производства в районе. 2.Наметились тенденции к увеличению доходов над расходами в консолидированном бюджете района. 3.Уровень жизни населения района постепенно растет. 4.Образование - одна из важнейших сфер деятельности района, занимающая 1 место в расходной части бюджета. 5.Имеются случаи, когда предприниматели оказывают финансовую поддержку учреждениям образования района 6.Региональный проект «Новая школа» поддержан муниципалитетом. |
1.Дотационный район. Отсутствие градообразующих предприятий, приносящих доход. 2.Сельское хозяйство в районе является ведущей отраслью. Финансовая ситуация остается сложной (кредиторская задолженность). 3.Отсутствие условий, стимулирующих денежные вложения в образование района |
Социум Положительно (+) (-) Отрицательно | |
1.Нет межнациональной розни и активных националистических настроений в районе. 2.Наличие учреждений, способных оказывать содействие школе в вопросах воспитания подрастающего поколения. 3.Благоприятные природные условия. 4.Минимальное влияние негативных факторов, характерных для большого города: наркомания, неформальные молодежные группировки. 5.Большинство родителей настроено положительно в отношении школы. 6.Повышение уровня рождаемости. 7.Снижение смертности. 8.Снижение уровня преступности в районе. Основной вид преступлений – кражи. |
1.Наличие безработицы способствует развитию сезонной и маятниковой миграции (выезд в соседние города и области, отъезд рабочих на заработки, что способствует относительной безнадзорности детей, отчуждению их от родителей, снижению доли мужского воспитания). 2.Высокая степень оттока населения и миграция, в т.ч. отток молодежи трудоспособного возраста. 3.Низкий уровень доходов населения 4.Большинство семей учащихся имеет статус малообеспеченных, что значительно снижает возможность семьи по обеспечению детей учебниками, школьной формой и горячим питанием. 5.Невысокий уровень культуры населения. 6.Нехватка мест в учреждениях дошкольного образования 7.Еловское профучилище предлагает невостребованные специальности 8.Высокая заболеваемость хроническими заболеваниями в районе. 9.Велика доля бракоразводных процессов. 10.Увеличение доли преступлений среди несовершеннолетних . В основном – кражи, т.е.причина социальная. 11.Наличие детского дома с постоянно увеличивающимся контингентом «трудных» подростков из других районов края не позволяет снизить или хотя бы стабилизировать количество детей, состоящих на учете в ОВД. |
Управленческие технологии Положительно (+ ) (-) Отрицательно | |
1.Развиваются программно-целевые методы управления
|
1.Слабость молодежной политики на уровне района 2.Межведомственная разобщенность, в вопросах воспитания |
2.3. Анализ внутренней среды (SWOT-анализ)
Возможности |
Сильные стороны |
1.Результаты PEST-анализа (+) – см. стр.5 2.Усиление интеграции основного и дополнительного образования через сотрудничество с Центром детского творчества, Детской школой искусств, Районным культурно-досуговым центром, Детской районной библиотекой. 3. Усиление инновационной работы. 4.Активизация Совета школы и переход его в статус Управляющего совета 5. Перевод взаимоотношений семьи и школы с уровня традиционного взаимодействия на уровень социального партнерства. 6.Укрупнение школы за счет оптимизации сети. |
1.Высокопрофессиональный и достаточно стабильный педколлектив с высокой степенью работоспособности и креативности. 2.Богатая 150-летняя история школы и бережное отношение к традициям школы 3. Сильное звено начального образования (предшкольное образование, преемственность между ступенями, медико-психолого-логопедическое сопровождение, в системе апробация вариативных программ, преподавание иностранного языка и информатики со 2 кл., и.т.д.). 4.Переход на БУП – 2004 в 2005/06 уч. году. Успешная реализация школьного и регионального компонентов. 6.Высокое качество обучения. 7.Трудоустройство с высокой степенью соответствия уровню притязаний. 8.Высокий уровень социализации выпускников. 9.Высокий уровень развития познавательных интересов учащихся. 10. Гендерные аспекты обучения и воспитания на базе преподавания физической культуры и технологии на II и III ступенях. 11.Предпрофильная подготовка и курс на профильное обучение. 12.Концепция воспитательной системы школы – 2004г. в действии; моделирование и становление воспитательных систем классов – свидетельство системного подхода в воспитании. 13.Совершенствование модели ученического самоуправления. 14.Использование инновационных технологий обучения и воспитания на всех ступенях 15.Реализация личностно-ориентированного подхода в обучении и воспитании. 16.Развитая сеть объединений дополнительного образования. 17.Отлаженный механизм школьных методобъединений учителей-предметников и классных руководителей. 18.20-летний опыт функционирования Совета школы. 19.Информатизация образовательного процесса путем реализации программы по информатизации: имеется доступ к Интернету, оборудована локальная сеть, запущена программа комплекса «1С. Хронограф. Школа 2.5», функционирует школьный радиоузел. 20.Монопольная школа райцентра, опорная по направлениям информатизации и по работе с педкадрами района. 21.Укрепление материально-технической базы |
Угрозы |
Слабые стороны |
1.Результаты PEST-анализа (-) – см. стр. 5 2.Снижение мотивации инновационной деятельности в связи с недостаточностью ее материального стимулирования 3.«Старение» кадров и невозможность привлечения молодых квалифицированных учителей вследствие низкой з/платы и отсутствия жилья 4.Снижение контингента учащихся. 5.Недостаточно развитое взаимодействие семьи и школы. 6.2-х сменный режим работы школы. 7.Невозможность обучения на III ступени выпускников основных школ района из-за отсутствия интерната. 8.Ограниченные возможности курсовой подготовки. |
1.Отсутствие необходимого опыта инновационной деятельности 2.Несогласованность образов желаемого будущего образа школы у разных педагогов 3.Консерватизм части педагогов. 4.Снижение мотивации учебной деятельности школьников на II ступени (7 -8 классы) 5.Наличие детей, состоящих на учете комиссии по делам молодежи и защите их прав, по причине краж. |
Внешняя среда |
Внутренняя среда |
Как видно из анализа, на данном этапе деятельности школы имеется значительный перечень сильных сторон и вполне преодолимые слабые места. Неиспользованные резервы находятся, в основном, во внешней среде, там же кроются опасности. Таким образом, возникает проблема недостаточной интеграции или даже разобщенности различных учреждений, призванных заниматься воспитанием детей, а также различных служб и ведомств, находящихся в окружении школы, в вопросах воспитания подрастающего поколения. Неорганизованная в воспитательном плане среда способна свести на нет все усилия педагогов, предпринятые ими в рамках одного образовательного учреждения.
2.4. Анализ результатов образовательного процесса
Показатели годовой успеваемости обучающихся стабильны (98,0% в 2006 году, 98,8% в 2007 году), число учащихся на «4» и «5» за последние три года в среднем составило 36,9 %. Число отличников за последний 2006-2007 учебный год увеличилось на 1,7% . Результаты государственной (итоговой) аттестации выпускников 11 классов свидетельствуют о целенаправленной и серьезной подготовке к аттестации учащихся и учителей. Результаты Единого государственного экзамена по математике и русскому языку выше, чем в среднем по району. Средний тестовый балл по математике (11 класс) в 2004-2005 учебном году – 47,9; в 2005-2006 учебном году – 50,0; в 2006-2007 – 57,0. Средний тестовый балл по русскому языку (11 класс) в 2004-2005 уч.году – 55,0; в 2005-2006 уч.году– 52,0; в 2006 -2007 – 58,0.
В 2006-2007 учебном году 100 баллов получили 2 выпускника школы: по русскому языку и по обществознанию.
В течение 3-х лет все выпускники 11 классов (100%) получили аттестат о среднем (полном) общем образовании.
Медалистами за 3 года стали 8 человек: 2 человека получили золотые и 6 человека серебряные медали «За особые успехи в учении». Выпускникам 9 классов за этот же период вручено 5 аттестатов особого образца «С отличием».
Высокий уровень подготовки учащихся позволяет им продолжать обучение в высших и средних специальных учебных заведениях. 98,7% выпускников последних трех лет продолжают обучение, в т. ч. 43% в высших учебных заведениях.
Учащиеся школы принимают активное участие в различных конкурсах, стабильно лидируют среди школ района по результатам олимпиад, конкурса «Марафон знаний», других смотров, фестивалей и выставок. Ежегодно в предметных олимпиадах, конкурсах, соревнованиях на различных уровнях принимают участие 72% учащихся школы.
В 2007-2008 учебном году в школьных олимпиадах участвовали 323 человека, 83 человека в районном туре олимпиад, 27 человек стали участниками заочного областного тура предметных олимпиад, 2 человека участвовали в очном туре областных олимпиад: по литературе (3-е место в крае), по обществознанию (11-е место), по технологии (9-е место). Ежегодно учащиеся 7-11-х классов (7-9 человек) участвуют в районном конкурсе учебно-исследовательских работ и становятся его призерами и участниками регионального тура.
Младшая (5-7 классы) и старшая (9-11 классы) команды побеждают в районном туре интеллектуального конкурса «Марафон знаний». В 2006-2007 учебном году заняли 5 первых мест из 6 в индивидуальном зачете.
Педагоги школы и учащиеся не оставляют без внимания объявляемые разными организациями творческие (литературные и краеведческие) конкурсы: «Лишь слову жизнь дана», «Письмо деду в 45 год», «Дементьевский конкурс», «Урал – опорный край державы», «Права глазами ребенка», «Твои права», «Рубиновое перо», «Овеянные славой флаг наш и герб» и др., становятся их победителями и призерами. Ежегодно являются победителями конкурсов «Грамотей» и «Знаток истории».
Ежегодно растет число участников предметных конкурсов-игр: «Русский медвежонок», «Кенгуру», «Енот», «ЛИС», «Почемучка», «Любознайка», Молодежных предметных чемпионатов. В 2006 году школа была награждена за самое активное участие в конкурсе и хорошие результаты (3 человека стали призерами) в Молодежном историческом чемпионате.
Спортивные достижения учащихся отмечены первым местом в районной спартакиаде как в старшей группе (в течение последних 10 лет), так и в младшей группе (в течение последних 7 лет). Больших успехов добились учащиеся в игровых видах спорта (волейбол, футбол, настольный теннис), в легкой атлетике (кросс, эстафета), в военно-патриотической игре «Зарница».
В 2005, 2006, 2007 годах команда школы принимала участие в областной игре «Зарница» и вошла в десятку лучших команд области.
Достижению определенных результатов образовательного процесса способствовала реализация целевой программы школы «Способные дети». В успехах детей заинтересованы родители. На традиционном Празднике Семьи ежегодно всем победителям и призерам вручаются грамоты и подарки, а их родителям – Благодарственные письма.
Результаты образовательного процесса могут быть выше за счет большей интеграции основного и дополнительного образования, за счет координации усилий всех заинтересованных организаций, учреждений, структур, служб и ведомств, за счет расширения инновационной деятельности и укрепления материально-технической базы для улучшения образовательного процесса. Таким образом, актуальной становится проблема гармонизации обучающей и социальной функций школы.
2.5. Анализ состояния социального заказа, адресуемого школе
Анализ анкетирования родителей и учащихся по методике незаконченных предложений («Школа должна сделать все, чтобы ….») позволил ранжировать запросы родителей и учеников следующим образом:
Запросы родителей:
· Обеспечение сохранения и укрепления здоровья, комфортности и защищенности (57.9%)
· Высокое качество образования, достаточное для продолжения обучения в ССУЗе и ВУЗе (47.7%)
· Обеспечение условий для воспитания высоконравственной личности (42.1%)
· Обеспечение условий для проявления развития склонностей и способностей.
· Развитие умений самостоятельно учиться, приобретать знания.
Запросы учащихся:
· Высокое качество образования, чтобы быть конкурентоспособной личностью (62.1%)
· Создание комфортных психологических и эстетических условий обучения (42.2%).
· Создание условий для проявления склонностей и способностей.
Анализ текущего состояния заказа позволил сделать вывод:
· изменилась структура запросов родителей;
· требования заказа не соответствуют реальным возможностям школы. Поэтому необходимо активное привлечение к сотрудничеству соответствующих служб и учреждений, а также включение семьи в систему образования через выявление и максимально полное использование огромного воспитательного потенциала современной семьи.
Проблемно-ориентированный анализ выявил следующие проблемы:
· недостаточная интеграция различных учреждений, призванных заниматься воспитанием подрастающего поколения;
· рассогласованность обучающей и социальной функций школы;
· снижение социальной ответственности семьи.
Комплексное решение данных проблем возможно через создание единого воспитательного пространства.
3. Миссия школы
Миссия нашей школы - в создании условий для воспитания и образования, способных обеспечить конкурентоспособность выпускников на рынке труда и успешную их социализацию в непрерывно меняющемся мире.
Миссия школы ориентирует всех участников образовательного процесса на построение воспитательного и образовательного пространства, саморазвитие и самообразование во всем многообразии их проявлений в современной социокультурной среде.
4. Концептуальные основы программы развития
В Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года записано: «Развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать решения в ситуации выбора, способны к сотрудничеству, отличаются мобильностью, динамизмом, конструктивностью, готовые к межкультурному взаимодействию, обладают чувством ответственности за судьбу страны, за ее социально – экономическое процветание. Система образования должна готовить людей не только жить в гражданском и правовом государстве, но и создавать их».
Один из путей решения поставленной государством задачи педагогический коллектив школы связывает с расширением социального партнерства, под которым принято понимать особый тип совместной деятельности между субъектами образовательного процесса, характеризующийся доверием, общими целями и ценностями, добровольностью и долговременностью отношений, а также признанием взаимной ответственности сторон за результат их сотрудничества и развития.
Первыми и ближайшими социальными партнерами являются другие образовательные учреждения и родители учащихся.
· Социальное партнерство с другими образовательными учреждениями через сетевое взаимодействие позволит объединить ресурсную базу и стать средством не только выживания, но и развития.
· Социальное партнерство с участием родителей обеспечивает усиление общественного участия в управлении образованием.
· Возможность взаимодействия с рядом культурных учреждений (районный культурно-досуговый центр, библиотеки, центр детского творчества, музей, школа искусств, отдел социально-культурного развития администрации района) позволит удовлетворить интеллектуальные, эстетические, спортивные потребности учащихся.
· Возможность взаимодействия с центральной районной больницей, Отделом внутренних дел, прокуратурой позволит сформировать гражданско – правовую культуру, потребность в укреплении и сохранении здоровья.
· Возможность взаимодействия с отделами администрации Еловского муниципального района, центром занятости населения, ЗАГСом, территориальным управлением социальной защиты населения, пенсионным фондом позволит вести целенаправленную профориентационную работу, сформировать у учащихся представление о духовно-нравственных ценностях семейных отношений.
Педагогический процесс строится на гуманистических принципах и реализует личностно – ориентированное воспитание, обучение и развитие. Центром педагогической системы является ученик, и вся деятельность школы и социальных партнеров подчиняется его образованию и развитию.
В основе деятельности лежит идея преемственности в образовании между дошкольными учреждениями и учащимися 1, 2, 3 ступеней школы и взаимодействия учреждений/организаций райцентра.
Созданное на основе социального партнерства воспитательное пространство есть педагогически организованная среда, готовящая учащегося как к продолжению образования в соответствии с его развитием, так и к выбору профессии.
Руководители, служащие и работники предприятий и организаций социума – это, в основном, родители учащихся или выпускники школы. Поэтому они, безусловно, заинтересованы, чтобы учащиеся имели возможность развития и удовлетворения своих потребностей.
Концепция создания воспитательного пространства через социальное партнерство - это совокупность осознанных взаимоотношений учителей, учащихся, родителей и работников социокультурных учреждений. Особенностью воспитательного пространства является его событийность и динамизм. Воспитательное пространство не может быть создано навсегда, его необходимо поддерживать в актуальном состоянии, для чего необходимо проводить мониторинг.
Модель комплекса социального партнерства объединит ресурсы школы и учреждений дополнительного образования, культуры, спорта, здравоохранения и другие организации социальной и бюджетной сферы. Все организации войдут в комплекс на ассоциативной основе, подпишут договоры о сотрудничестве и будут строить работу по единому плану.
Такая модель позволит существенно повысить качество образования, будет способствовать реализации различных образовательных и воспитательных программ, а также творческому развитию и самореализации учащихся, их успешной социализации.
При этом школа станет методическим, инновационным и ресурсным центром социального партнерства.
Миссия и Концепция будущего состояния определяет новый этап развития школы, нацеленный на создание определенной модели выпускника.
5. Модель выпускника
Модель выпускника дает обобщенное идеальное представление образа выпускника школы:
Здоровье |
Интеллект |
Родина |
Закон | |
1 ступень |
физически и духовно здоровый, стремящийся к ЗОЖ |
обладает набором необходимых знаний и умений, имеет положительную мотивацию к учению |
уважительно относится к старшим и младшим, любит природу, свое село, страну |
знает правила поведения учащихся, имеет чувство ответственности за порученное дело, за свои поступки. |
2 ступень |
имеет представление о вреде социально опасных заболеваний, о пользе ЗОЖ, владеет умениями и навыками физического и психического самосовершенствования. |
умеет применять знания на практике, умеет размышлять, обобщать, делать выводы, обладает сформированными компетентностями |
знает свою родословную, почитает обычаи предков, любит родителей, знает историю своей малой и большой Родины |
уважает законы государства, знаком с правами и обязанностями и ответственностью, имеет навыки толерантного общения |
3 ступень |
обладает физическим и психическим здоровьем, устойчивой потребностью к здоровому образу жизни |
конкурентоспособен, готов к непрерывному процессу саморазвития, самосовершенствования и самореализации |
устойчиво сформированы понятия чести и долга, готов к защите своего Отечества и к созидательной деятельности для его процветания. |
знает основы конституционного строя Российской Федерации; уважительно относится к
её законам. |
6. Цели и задачи программы
Цель: создание воспитательного пространства через социальное партнерство школы с родителями, социокультурными учреждениями и организациями райцентра.
Задачи:
· Установить взаимовыгодные контакты с потенциальными социальными партнерами.
· Выработать единую педагогическую концепцию, ориентированную на приоритеты гуманистического воспитания, событийность и диалоговость.
· Разработать модель воспитательного пространства по принципу сетевого моделирования.
· Создать единую нормативно-правовую базу.
· Обеспечить условия для внеурочной деятельности и организации дополнительного образования, соответствующие склонностям и интересам обучающихся.
· Способствовать формированию у учащихся потребностей к самообразованию, саморазвитию и самоопределению.
· Создать основы для осознанного выбора профессионального образования.
· Обеспечить условия для воспитания законопослушного гражданина и патриота, человека трудолюбивого и проявляющего любовь к семье, Родине, природе.
· Способствовать формированию у учащихся навыков ЗОЖ.
· Обеспечить организацию и мониторинг результативности воспитательно-образовательного процесса в ходе реализации мероприятий программы.
7. Основные направления развития
Программа развития «Социальное партнерство» включает в себя 4 модуля:
1 модуль «Родина»
2 модуль «Закон»
3 модуль «Интеллект»
4 модуль «Здоровье»
8. Сроки и этапы реализации программы:
Программа развития будет реализована с сентября 2007 года по июнь 2012 года (5 лет) поэтапно:
1 этап – подготовительный (2007 – 2008 учебный год)
2 этап – основной (2008 – 2009 учебный год, 2009 – 2010 учебный год, 2010 – 2011 учебный год).
3 этап – обобщающий (2011 – 2012 учебный год).
9. Ожидаемый конечный результат
1. Наличие единой нормативно-правовой и концептуальной основы субъектов воспитательного пространства (социальных партнеров)
· Нормативно-правовая база
· Программа развития школы
· Сформулированный социальный заказ
· Осведомленность социальных партнеров о концептуальных основах развития школы
2. Наличие системосвязующих отношений
· Осведомленность педагогов о деятельности и перспективах развития других социокультурных учреждений и организаций райцентра
· Организация взаимодействия различных учреждений (в том числе на основе договоров и координационных планов)
· Повышение охвата обучающихся услугами дополнительного образования в положительной динамике
· Повышение роли и статуса Совета школы через управление реализацией программы развития школы; создание Управляющего совета
3. Определение эффективности влияния воспитательного пространства на процесс становления личности через отслеживание следующих показателей:
· гуманистическая направленность педагогической концепции воспитания
· авторитетность школы у учащихся, родителей, СМИ в положительной динамике
· комфортность самочувствия учащихся, родителей, педагогов и удовлетворенность жизнедеятельностью школы в положительной динамике
· уровень воспитанности учащихся в положительной динамике
· уровень социальной и гражданской зрелости выпускников в положительной динамике
· повышение качества образования в положительной динамике
· результативность участия учащихся в олимпиадах и конкурсах различных уровней в положительной динамике
· положительная динамика показателей здоровья учащихся
· трудоустройство сразу после окончания школы и успешность социализации через 5,10 лет после окончания школы (отсроченный результат) в положительной динамике
10. Управление программой
Корректировка программы осуществляется педагогическим советом школы.
Управление реализацией программы осуществляется директором и заместителями директора школы по учебной и воспитательной работе.
Основная функция директора - координация усилий всех участников образовательного процесса через совет школы, педсовет, школьные методические объединения, органы самоуправления школьников.
Основная функция заместителей директора - оперативное управление процессом воспитания и обучения, осуществление мотивационной, информационно – аналитической, организационно – исполнительной, контрольно – регулирующей и оценочно – результативной функций.
11. Основные мероприятия реализации программы развития
I этап – подготовительный (2007 – 2008)
Основные реализуемые задачи |
Мероприятия по выполнению задач |
Связи |
Результат деятельности |
Нормативно-правовое обеспечение |
Систематизация нормативной базы по всем модулям программы развития школы (Федеральные программы, образовательные программы, методические письма) |
Подготовка проектов договоров и подпрограмм Разработка локальных актов Создание координационного центра | |
Родина | |||
Формирование бережного отношения к истории страны, памятникам, людям |
Организация поисково-краеведческой деятельности |
ОСКР; ТУ СЗН; ЦДТ; Совет школы; ЦБС; ДШИ; РКДЦ; ЗАГС; райОО; классные руководители; председатели родительских комитетов |
Создание поисковых групп |
Включение в природоохранную деятельность |
Создание рабочей группы по природоохранной деятельности Участие в социальном проектировании |
Написание проектов | |
Пропаганда гармоничных семейных отношений |
Разработка подпрограммы «Семья» |
Утверждение подпрограммы «Семья» | |
Формирование личности, готовой к защите своего Отечества. |
Разработка подпрограммы «Патриот» |
Утверждение подпрограммы «Патриот» | |
Закон | |||
Формирование образа законопослушного гражданина |
Внедрение восстановительных технологий в систему профилактики правонарушений в школе Разработка подпрограммы «Я-законопослушный гражданин» |
КДНиЗП; ОВД; ТИК; РКДЦ; ЦДТ; ОСКР; РИМЦ; классные руководители; Совет школы . |
Положение о службе примирения Подпрограмма «Я-законопослушный гражданин» |
Повышение культурного уровня учащихся |
Разработка единых требований к правилам поведения в общественных местах Разработка сквозного курса «Право и политика» Методическое обеспечение курса «Граждановедение» |
План взаимодействия Программа курса «Право и политика» Программы курсов. | |
Интеллект | |||
Содействие интеллектуальному развитию школьников |
Написание подпрограммы «Способные дети» |
Утверждение подпрограммы «Способные дети» | |
Содействие самоопределению и социализации учащихся |
Организация работы по профориентации учащихся с социальными партнёрами
|
ЧПГК; ПУ-76; ЦЗН; вечерняя школа; предприятия районного центра; райОО; РИМЦ |
Подписание договоров, составление планов совместной деятельности |
Здоровье | |||
Пропаганда ЗОЖ |
Создание рубрики в газете «Искра Прикамья» «Школа здоровья» Организация работы родительского всеобуча по пропаганде ЗОЖ и профилактике социально опасных заболеваний |
Редакция газеты; Совет школы; ЦРБ; ОСКР; председатели родительских комитетов; ЦДТ; спортивная школа; РКДЦ; социально-психологические службы |
Договор Программа родительского всеобуча |
Создание условий здоровьесбережения в ОУ |
Создание психолого-педагогической службы для учащихся, родителей, учителей Составление подпрограм-мы «Здоровье» |
Положение о психолого- педагогической службе Утверждение подпрограммы «Здоровье» |
II этап – основной (2008-2011)
Основные реализуемые задачи |
Мероприятия по выполнению задач |
Связи |
Результат деятельности |
Функционирование нормативно-правовой базы |
Работа по исполнению норма-тивно-правовых документов |
Координационный совет |
Соблюдение прав всех субъектов воспитательного пространства |
Родина | |||
Формирование бережного отношения к истории страны, памятникам, людям |
Деятельность поисково-краеведческких групп |
ОСКР; ТУ СЗН ЦДТ; Совет школы ЦБС; ДШИ; РКДЦ ЗАГС; райОО; Совет школы; кл.руководители; председатели родительских комитетов; Совет ветеранов |
Участие в районных и краевых конкурсах |
Включение в природоохранную деятельность |
Участие в социальном проектировании в рамках школьных, районных и краевых конкурсов Формирование основ экологической культуры Организация природоохранной деятельности во время летней оздоровительной кампании |
Реализация социально-культурных проектов Ведение элективных курсов, курсов по выбору, факультативов Работа профильного экологического лагеря | |
Пропаганда гармоничных семейных отношений |
Реализация подпрограммы «Семья» Ведение курса «Семьеведение» |
Выявление положительного опыта и пропаганда гармоничных семейных отношений | |
Формирование личности, готовой к защите своего Отечества. |
Реализация подпрограммы «Патриот» |
Участие в районных и краевых конкурсах «Зарница», «Юные патриоты России» Кружки, факультативы, курсы по выбору Повышение рейтинга школы | |
Закон | |||
Формирование образа законопослушного гражданина |
Работа службы примирения Реализация подпрограммы «Я –законопос-лушный гражданин» |
КДНиЗП; ОВД; ТИК; РКДЦ; ЦДТ; ОСКР; РИМЦ; кл. руководители; Совет школы |
Снижение уровня правонарушений среди подростков |
Повышение культурного уровня учащихся |
Совершенствование системы работы по повышению культурного уровня учащихся Внедрение сквозного курса «Право и политика» |
Повышение уровня воспитанности Повышение уровня социальной и политической зрелости | |
Интеллект | |||
Содействие интеллектуальному развитию школьников |
Реализация подпрограммы «Способные дети» |
РайОО; РИМЦ; «Муравейник»; «Росток»; Совет школы; ЦДТ; ЧГПК; ПУ-76; ЦЗН; вечерняя школа; предприя-тия районного центра; ЦДТ; РИМЦ ; классные руководители ОСКР ЦБС |
Повышение рейтинга школы Совершенствование работы с портфолио учащихся |
Содействие самоопределению и социализации учащихся |
Организация предпрофильной подготовки в 7-9 классах и профильного обучения в 10-11 классах Организация летней занятости учащихся |
Профессиональное самоопределение учащихся Рост числа учащихся, занятых в летний период | |
Воспитание конкурентоспособной личности |
Организация личностно-ориенти-рованного обучения Работа в органах ученического самоуправления |
Сформированность компетентностей учащихся | |
Создание условий для самообразования учащихся |
Предоставление материально-технической базы социума для оказания услуг по самообразованию учащихся |
Сформированность культуры самообразования учащихся | |
Здоровье | |||
Пропаганда ЗОЖ |
Постоянный выход рубрики в газете «Искра Прикамья» «Школа здоровья» Реализация програм-мы родительского всеобуча по пропаганде ЗОЖ и профилактике СОЗ |
Редакция газеты; Совет школы;ЦРБ ОСКР; председа-тели родительских комитетов; ЦДТ; спортивная школа; РКДЦ; социально-психологические службы |
Статьи Повышение уровня психолого-педагогических знаний родителей |
Создание условий здоровьесбережения в ОУ |
Работа психолого-педагогической службы для учащихся, родителей, учителей Реализация подпрограммы «Здоровье» |
Положительная динамика здоровья учащихся |
III этап – заключительный (2011 – 2012)
Основные реализуемые задачи |
Мероприятия по выполнению задач |
Связи |
Результат деятельности |
Нормативно-правовое обеспечение |
Анализ соответствия созданной нормативно-правовой базы федеральному законодательству |
Координационный совет |
Доработка локальных актов |
Родина | |||
Формирование бережного отношения к истории страны, памятникам, людям |
Анализ поисково-краеведческой деятельности |
ОСКР ТУ СЗН ЦДТ Совет школы ЦБС; ДШИ РКДЦ ОСЗН ЗАГС райОО совет школы кл.рук. председатели родительских комитетов |
Итоговая межведомственная конференция |
Включение в природоохранную деятельность |
Подведение итогов участия в социальном проектировании в рамках районных и краевых конкурсов |
Проектирование дальнейшей работы | |
Пропаганда гармоничных семейных отношений |
Анализ деятельности по реализации подпрограммы «Семья» |
Круглый стол | |
Формирование личности, готовой к защите своего Отечества. |
Реализация подпрограммы «Патриот» |
Конференция учащихся | |
Закон | |||
Формирование образа законопослушного гражданина |
Анализ работы службы примирения Подведение итогов взаимодействия с правоохранительными органами Анализ реализации подпрограммы «Я -законопослушный гражданин» |
КДНиЗП ОВД ТИК РКДЦ ЦДТ ОСКР РИМЦ классные руководители Совет школы |
Корректировка планов по дальнейшему взаимодействию Обобщение и распространение опыта |
Повышение культурного уровня учащихся |
Анализ мониторинга системы работы по повышению культурного уровня учащихся Подведение итогов сквозного курса «Право и политика» |
Слёт актива по проблемам культуры поведе-ния в обществен-ных местах. Анализ и корректи-ровка курса «Право и политика» | |
Интеллект | |||
Содействие интеллектуальному развитию школьников |
Подведение итогов реализации программы «Способные дети» |
РайОО РИМЦ «Муравейник» «Росток» Совет школы ЦДТ ЧПГК ПУ-76 ЦЗН вечерняя школа предприятия районного центра ЦДТ РИМЦ классные руководители ОСКР ЦБС |
Проведение школьной конференции учащихся « Нельзя научить, можно научиться» |
Содействие самоопределению и социализации учащихся |
Анализ мониторинга трудоустройства |
Круглый стол «Подведение ито-гов взаимодействия всех заинтересован-ных ведомств по вопросам трудоуст-ройства выпуск-ников школы» | |
Воспитание конку-ренто-способной личности |
Анализ личностных достижений учащихся |
Конкурс портфолио учащихся | |
Создание условий для самообразования учащихся |
Анализ эффективности использования матери-ально-технической базы социума для оказания услуг по самообразо-ванию учащихся |
Обобщение и распространение опыта | |
Здоровье | |||
Создание условий здоровьесбережения и пропаганда ЗОЖ |
Анализ удовлетворённости участников образовательного процесса пропагандой ЗОЖ |
Редакция газеты Совет школы ЦРБ ОСКР председатели родительских комитетов ЦДТ спортивная школа РКДЦ социально-психологические службы |
Межведомственная конференция по проблемам здоровья |
Анализ работы и определение перспектив дальнейшего развития психолого-педагогической службы. Анализ итогов по реализации программы «Здоровье» . |