Система школьного ученического самоуправления
Смысл ученического самоуправления в современной школе заключается не в управлении одних детей другими, а в обучении всех детей основам демократического общения в обществе, в обучении их управлять собой, своей жизнью в коллективе.
Самоуправление должно помочь ребятам на практике выработать навыки демократического образа жизни; объединить разрозненные классные крупы в единый коллектив, существующий на принципах взаимного уважения, внимания и ответственности.
На индивидуальном уровне у каждого ученика есть возможность участвовать в самоуправлении, т.е. в управлении самим собой:
-
выполнять устав школы;
-
соблюдать правила поведения учащихся;
-
заниматься самообразованием;
-
посещать кружки дополнительного образования, спортивные секции;
-
участвовать в конкурсах, олимпиадах;
-
вести здоровый образ жизни;
-
уважать старших и заботиться о младших;
-
быть патриотом своей школы, села, страны;
-
участвовать в общественной жизни школы;
-
беречь школьное имущество;
На уровне первичного коллектива возможности учащегося расширяются. В каждом классе работают органы ученического самоуправления:
-
в 1–4 классах Совет малышей;
-
в 5–8 классах Актив;
-
в 9–11классах - Совет министров.
Каждый учащийся школы может:
-
избирать и быть избранным в органы самоуправления класса и школы;
-
проявлять свою инициативу в планировании внеклассной работы и ее реализации;
-
оказывать влияние на своих одноклассников, помогая им в учебе и в выполнении устава школы;
-
реализовывать свой творческий потенциал, организаторские и ораторские способности.
На уровне образовательного учреждения в школе постоянно действуют:
-
Совет школы;
-
Совет старшеклассников;
-
Совет мэров.
Два раза в год собирается на учебу актива Совет малышей 1-4 классы. Один раз в две недели работает Совет мэров 5–8 классы и Совет старшеклассников 9–11 классов. Один раз в год проходит общешкольная конференция старшеклассников и коммунарские сборы.
Ежемесячно работает Совет школы. Два раза в год собирается общешкольная конференция учителей, родителей, учащихся. Один раз в год учащиеся участвуют в работе педконсилиумов по своим параллелям.
Каждый учащийся школы, начиная может быть избран в эти органы самоуправления, доказав свою работоспособность, ответственность, принципиальность, инициативность, исполнительность, ответственность, организаторские способности на предыдущем уровне – уровне классного коллектива.
В этих органах самоуправления происходит максимальное развитие личности ученика, его самореализация, подготовка к социализации в обществе. Пройдя все этапы ученического самоуправления, он приобретает необходимые качества члена демократического общества:
-
Веру в свои силы;
-
Настойчивость в достижении цели;
-
Аргументированность в спорах;
-
Адаптированность к социуму;
-
Использование в жизни целостных ориентиров: здоровье, семья, отечество, культура.
Деятельность ученического самоуправления осуществляется через различные формы и методы.
Формы:
индивидуальные |
групповые |
массовые |
На уровне классного коллектива. На уровне образовательного учреждения. На уровне временных объединений. |
Коллектив класса Временные объединения Клубы Кружки Секции Совет физкультуры Совет республики Совет мэров Совет малышей Актив класса Актив МГФ Совет дела |
На уровне детских организаций: Республика «Солнечный город» Республика «ШКИД» Республика «СОНИД» |
Методы:
-
Методы контроля и самоконтроля: опрос, диагностика, анкетирование.
-
Методы организации деятельности и опыта проведения мероприятий: поручение, КТД, мозговой штурм, игра, праздник, сборы и т. д.
-
Методы самовоспитания: самоанализ, самонаблюдение, самопоощрение, самоприказ, самоотчет, самоосуждение.
-
Методы стимулирования деятельности и поведения: требование, поощрение, наказание.
-
Методы формирования сознания: дискуссия, диспут, конференция, пример, рассказ.
-
Методы обучения: учеба актива, интеллектуальные игры, поисковая деятельность.