Еловская средняя общеобразовательная школа

Муниципальное образовательное учреждение

Подпрограмма «Способные дети» программы развития муниципального общеобразовательного учреждения «Еловская средняя общеобразовательная школа» «Социальное партнерство» на 2008-2012 г

Утверждена

на общешкольной конференции

18 декабря 2008 года

Подпрограмма

«Способные дети»

программы развития

муниципального общеобразовательного учреждения

«Еловская средняя общеобразовательная школа»

«Социальное партнерство»

на 2008-2012 г.г.

Содержание

Стр.

1. Аналитическое обоснование

1.1. Актуализация 3

1.2. Нормативно-правовое обеспечение 3

1.3. Определение понятий 4

1.4. Социальный заказ 4

1.5. Анализ реализации ранее действующей программы 5

1.6. Анализ нерешенных задач в ходе реализации ранее

действующей программы 9

2. Цели и задачи подпрограммы «Способные дети» на 2008-2012г.г. 11

3. Сроки и этапы реализации подпрограммы 12

4. Ожидаемый результат 13

5. Социальное партнерство в реализации подпрограммы 14

6. Основные мероприятия реализации подпрограммы 15

1. Аналитическое обоснование

1.1. Актуализация

Актуальность разработки и принятия подпрограммы «Способные дети» обусловлена современными реальностями. Сегодня к школе предъявляются самые высокие требования. В «Концепции модернизации образования до 2010 года» определена основная цель образования - развитие личности ребенка: «Базовое звено образования – общеобразовательная школа, модернизация которой предлагает ориентацию образования не только на усвоение обучающимися определенной суммы знаний, но и на развитие его личности, его познавательных и творческих способностей».

Совершенствование системы образования происходит под влиянием социального заказа общества на творческую, активную личность, способную проявить себя в нестандартных условиях, гибко и самостоятельно использовать приобретенные знания в разнообразных ситуациях.

1.2. Нормативно-правовое обеспечение подпрограммы:

Конвенция ООН о правах ребенка;

Декларация прав ребенка;

Закон РФ «Об образовании»;

Закон Пермского края «Об образовании»;

Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года;

Положения Приоритетного национального проекта «Образование»;

Программа развития школы «Социальное партнерство»;

1.3. Определение понятий

Для названия подпрограммы использовано словосочетание «Способные дети» Способный – 1) обладающий способностями 2) могущий что-нибудь сделать; обладающий каким-нибудь свойством. Способности - индивидуальные особенности личности, помогающие ей успешно заниматься определенной деятельностью. Работа со способными детьми в нашей школе включает в себя ряд разработанных подпрограмм и мероприятий, призванных всесторонне раскрыть весь спектр природного потенциала детей. В подпрограмме «Способные дети» говорится о развитии интеллектуальных и познавательных способностей, об обеспечении возможности творческой самореализации личности в различных видах деятельности. К группе способных детей мы относим всех учащихся школы: хорошо обучающихся в школе; с высокими показателями по специальным тестам интеллекта; с высоким уровнем творческих способностей; достигших успеха в каких-либо областях деятельности: учебно-познавательной, художественной, технической, оборонно-спортивной, общественной; в отношении которых есть серьезная надежда на качественный скачок в развитии способностей.

1.4. Социальный заказ

В рамках реализации ПНПО на первый план выдвигается основная задача современного образовательного учреждения: организация сотрудничества педагогов, родителей, учащихся и социума, направленного на качественное становление личности ребенка, «умеющей жить в гармонии с собой и окружающим миром».

В анкетах родителей, в выступлениях на родительских собраниях сформировался образ современной «хорошей школы». В такой школе должно быть обеспечено:

высокое качество образования, достаточное для продолжения обучения в вузе, ссузе;

обеспечение условий для проявления и развития склонностей и способностей;

развитие умений самостоятельно учиться, приобретать знания;

уважение личности ученика, «с ним занимаются не только на уроке, но и в системе дополнительного образования»;

коллектив высококвалифицированных и интеллигентных педагогов;

достаточное и современное методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса.

1.5. Анализ реализации программы «Способные дети» на 2003-2006 г.г.

Для нашей школы обращение к проблеме развития способностей учащихся не ново. В 2002-2003 году была принята программа «Способные дети», которая была рассчитана на 2003-2006 годы и определяла, что «приоритетными задачами школы должны стать развитие творческого потенциала сельского школьника, подготовка его к жизни в современных условиях, развитие потребностей в самореализации, саморазвитии». Анализ результатов реализации программы позволяет заявить, что МОУ «Еловская средняя общеобразовательная школа», как часть социальной среды, создает определенные условия для развития и стимулирования способностей учеников в различных сферах: в усвоении учебных предметов; в воспитательной и внеурочной работе; во включении учащихся в общественную деятельность.

Успеваемость на протяжении ряда лет остается стабильной:

Учебный год

ступень

I

II

III

2004-2005

99,5

97,9

98,9

2005-2006

98,6

97

100

2006-2007

99

98,7

100

2007-2008

98,6

97,5

100

В ожидаемых результатах было записано: «качество обучения на I ступени составит в 2006 году не ниже 50%, на II III ступенях – до 35%-40%». Показатели свидетельствуют о значительном росте качества обучения в 2006, 2007 годах и о его снижении в 2008 году, что еще раз говорит о необходимости нацеливания участников образовательного процесса на повышение качества обучения и качества образования.

Учебный год

ступень

I

II

III

2004-2005

49

31

36,2

2005-2006

51,3

35

42

2006-2007

51,9

38,5

60

2007-2008

47,8

35,9

28,6

По сравнению с предыдущими годами, за последние 5 лет возросло число окончивших школу с золотой и серебряной медалями и аттестатами особого образца:

год

11 класс

9 класс

Золотые медалисты

Серебряные медалисты

Аттестаты особого образца

2003

2

-

1

2004

1

1

1

2005

-

-

5

2006

-

-

1

2007

2

4

-

2008

-

-

3

Более 90% (от 92% до 100%) выпускников средней школы продолжают обучение в средних и высших учебных заведениях.

Охват участия школьников в олимпиадах, конкурсах, слетах, научно-практических конференциях составил 72%. Значительных успехов добились наши ученики в олимпиаде по литературе: в 2005 и в 2008 годах девятиклассницы (Хохлова Евгения и Галимшина Анна) стали призерами краевой олимпиады, участницами Всероссийского тура олимпиады по литературе, а в 2008 году Галимшина Анна и призером Всероссийской олимпиады.

С 2003 года отмечается возрастание интереса участников образовательного процесса к учебно-познавательной деятельности, о чем свидетельствуют достижения учащихся и педагогов (См. критерии конкурсного отбора):

успехи в районных, краевых, всероссийских олимпиадах;

- увеличение числа участников предметных интеллектуальных конкурсов –игр (за счет родительских средств);

- организация творческих конкурсов за рамками учебных программ ;

- участие и победы в районной конференции учебно-исследовательских работ учащихся;

- школа – победитель ПНПО (2007год), учителя – победители ПНПО (2006, 2007, 2008 годы);

- учителя-участники и победители профессиональных конкурсов (данные за 3 года):

- увеличение числа учителей, аттестованных на 1 и высшую категории;

- формирование «портфолио» учителей и учащихся.

Результативности реализации программы «Способные дети» способствовало

обогащение содержания образования и введение новых образовательных технологий:

с 2005-2006 учебного года школа работает по новому учебному плану (БУП 2004);

реализуются программы регионального образовательного компонента;

организована предпрофильная подготовка учащихся 8-9 классов через организацию курсов по выбору. Всего апробировано программ 31 курса;

с 2008 года ведется подготовка к профильному обучению на III ступени через ведение элективных курсов (10 класс), сформированных по образовательным заказам учащихся;

ведутся факультативные и групповые занятия школьного компонента;

организована работа кружков и секций;

учителя принимают участие в апробации новых учебных программ и учебников: «Школа -2100»;

происходит целенаправленная ориентация педагогов на технологии личностно ориентированного обучения; (методсовещание, педсовет, открытые уроки, участие в конкурсах)

Сложилась определенная система поощрений для активных и успешных учащихся и учителей:

школьные конкурсы: «Ученик года», «Лучший класс года», «Спортсмен года», «Спортивный класс года»;

Доска Почета «Гордость школы»

портфолио учащихся;

традиционный День семьи;

делегирование талантливых детей на елку губернатора ПК и президента РФ;

выделение путевок в детские лагеря.

На проявление способностей учащихся, активизацию их познавательных интересов повлияло значительное улучшение материально-технической базы школы; насыщение образовательного процесса техническими электронными средствами обучения; обновление методического обеспечения.

Учащиеся школы посещают творческие объединения и кружки дополнительного образования, организованные учреждениями культуры и спорта, ЦДТ., и добиваются успехов: танцевальный коллектив «Россияночка», команда по дзюдо, команда КВН, юные музыканты и художники Школы искусств. Со школой тесно сотрудничают районная библиотека и ЦДТ.

Ранее действующая программа «Способные дети» выполнила свое предназначение, обеспечив развитие интеллектуальных и творческих способностей группы учащихся, и подготовила базу для разработки новой редакции программы «Способные дети».

1.6. Анализ нерешенных задач

В настоящее время в выступлениях президента РФ, председателя правительства, политиков очень часто звучит мысль о стремлении общества выйти на качественно новый уровень экономического, политического, интеллектуального, информационного развития и невозможностью это сделать в силу несовершенства образовательной системы традиционной школы, в которой слабо реализуется личностно ориентированный подход к каждому ученику, теряя возможность работать со способными детьми.

Анализ реализации ранее действующей программы «Способные дети» показал, что

· не удалось добиться значительного сдвига в интеграции основного и дополнительного образования учащихся; мал охват учащихся в кружках, секциях, факультативах (лишь 70% заняты во внеурочной деятельности в начальной школе, 36,7% в 5-9 классах, 43,8% в 10-11 классах, по записям в классных журналах);

· нет разнообразия в темах предлагаемых курсов по выбору, факультативов, кружков и секций;

· недостаточно анкетных сведений об образовательных запросах учащихся и их родителей;

· не были использованы методики раннего выявления способностей учащихся и отслеживания развития этих способностей; нет системы своевременной диагностики возможностей и способностей учащихся;

отсутствует система отслеживания результативности и эффективности часов регионального и школьного компонентов и дополнительного образования, а также – удовлетворенности учащихся проведением этих занятий;

в практике учителей преобладают традиционные технологии обучения и воспитания, с трудом внедряются технологии личностно ориентированного обучения и развивающего обучения;

наблюдается инертность большинства учителей к организации научно-исследовательской работы;

работа по подготовке учащихся к олимпиадам, конкурсам, соревнованиям не носит системного и целенаправленного характера в течение всего учебного года и всех лет учебы способного ученика;

последние два «-» свидетельствуют о необходимости разрешения давно назревшей проблемы – создание научного общества учащихся с предметными секциями, поиска неравнодушного педагога, который стал бы руководителем этого общества с выделением часов для проведения научно-исследовательской работы учащихся.

недостаточно широко и ярко демонстрируются достижения учащихся в разных сферах деятельности

отсутствует план межведомственного взаимодействия не только в школе, но и в районе

нет тесных связей с социальными партнерами в развитии интеллектуальных и творческих способностей, особенно со Школой искусств.

2. Цель и задачи подпрограммы «Способные дети»

на 2008-2012 г.г.

Цель: Создание эффективной системы работы, развивающей и поддерживающей способных детей и обеспечивающей их личностное саморазвитие и самореализацию, самоопределение и социализацию.

Педагогический коллектив нацелен, чтобы школа и её ближайшие социальные партнеры действовали как система условий, позволяющих личности стать субъектом своего развития.

В Программе развития школы определены основные направления (задачи) реализации модуля «Интеллект»:

1. Содействие интеллектуальному развитию школьников;

2. Содействовие самоопределению и социализации учащихся;

3. Воспитание конкурентноспособной личности;

4. Создание условий для самообразования учащихся.

Для достижения цели педагогическому коллективу при содействии социальных партнеров необходимо решить задачи:

На I ступени: Сформировать у детей желание и умение учиться, смотивировать интерес к знаниям и самопознанию, сформировать первые навыки творчества на основе положительной мотивации на учение

На II ступени: Обеспечить оптимальный уровень общей образовательной подготовки школьников, необходимый для продолжения образования на 3 ступени и для выбора ими своего направления профессиональной подготовки с учетом собственных способностей и возможностей, создать условия для самовыражения учащихся в различных видах деятельности.

На III ступени: Продолжить развитие самообразовательных навыков и особенно навыков самоорганизации и самовоспитания. Завершить становление выпускников, полное раскрытие и развитие их способностей, сформировать готовность к профессиональному и личностному самоопределению, обеспечить высокий уровень общекультурного развития.

3. Этапы и сроки реализации подпрограммы

I этап (подготовительный)

2006-2007 учебный год

II этап (основной этап формирования системы работы со способными детьми)

2008-2009, 2009-2010, 2010-2011 учебные годы

III этап (обобщение и рефлексия)

2011-2012 учебный год

4. Ожидаемые результаты

Повышение качества образования ;

Рост количественных и качественных показателей участия школьников в олимпиадах и конкурсах;

Положительная динамика проявления интереса

учащихся и педагогов к исследовательской деятельности;

Уровень социальной успешности выпускников;

Положительная динамика изменения процентного отношения состава учителей, имеющих первую и высшую квалификационные категории.

Положительная динамика в освоении и применении новых образовательных технологий, в т.ч. технологий оценивания учебных достижений учащихся;

Привлечение к сотрудничеству в рамках социального партнерства специалистов различных направлений и профилей, в т.ч. учреждений дополнительного образования;

Создание банка данных с содержательными характеристиками способных детей;

Обобщение опыта работы педагогов со способными детьми;

Издание сборников стихотворений, творческих работ учащихся. Проведение персональных выставок;

Обеспечение индивидуального сопровождения учащихся, склонных к интеллектуальному труду

5. Социальное партнерство

Развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся будет более эффективным за счет координации усилий всех заинтересованных организаций, учреждений, структур, служб и ведомств и расширения воспитательного и образовательного пространства.

Первыми и ближайшими социальными партнерами являются родители учащихся, другие образовательные учреждения: Центр детского творчества, Детская школа искусств; учреждения культуры: районная библиотека, районный культурно-досуговый центр.

6. Основные мероприятия реализации подпрограммы

I этап (подготовительный)

2008 год

Содержание

Срок

Ответственные

1. Разработка, написание, презентация и утверждение подпрограммы «Способные дети».

18 декабря

2008 г.

Зам. директора по УВР Батуева О.А. и рабочая группа

2. Координация планов работы учреждений и ведомств, способствующих развитию познавательных и творческих способностей школьников.

До конца года

Кустова Н.В., зам. директора по ВР.

Батуева О.А., зам. директора по УВР.

3. Информационно-методическое обеспечение участников реализации подпрограммы, в том числе на страницах районной газеты и на сайте школы.

Весь период реализации подпрограммы

Батуева О.А.

Пьянова Л.В., зам. директора по УВР

Кустова Н.В.

Калинин И.Ю.

4. Подбор диагностик по изучению разных сторон развития интеллектуальных и творческих способностей учащихся: «Мотивация», «Склонности и способности», «Моя будущая профессия», «Образовательные запросы»

Весь период

реализации подпрограммы

Батуева О.А.

Кустова Н.В.

Старосельцева Л.Г.,

педагог-психолог

5. Проведение мониторинга достижений учащихся в разных сферах деятельности

Весь период реализации подпрограммы

Батуева О.А.

Кл. руководители

учащиеся

6. Совершенствование материально-технической базы и методического обеспечения образовательного процесса.

Весь период

реализации

подпрограммы

Попова Н.А., директор школы

II этап (основной)

Формирование системы работы со способными детьми

2008-2009, 2009-2010, 2010-2011 учебные годы

Содержание

Срок

Ответственные

Содействие интеллектуальному развитию школьников

1. Совершенствование

учебного плана школы.

2. Составление индивидуальных образовательных маршрутов учащихся на III ступени обучения

3. Освоение и использование технологий личностно ориентированного обучения.

4. Подготовка и проведение методической недели «Развитие системы оценки качества образования».

5. Организация и проведение предметных олимпиад, конкурсов, игр, конференций.

Весь период

С 2009-2010

уч. года

Весь период

Март 2009 г.

Весь период

Пьянова Л.В.

Батуева О.А.

Учителя-предметники

Батуева О.А., кл. рук.

учителя

Батуева О.А.

Методсовет

Руководители ШМО, классные руководители, учителя

Содействовие самоопределению и социализации учащихся

1. Совершенствование предпрофильной подготовки и профильного обучения: предоставление учащимся большего числа программ курсов по выбору и элективных курсов.

2. Организация деятельности социальных практик для учащихся в летний период, привлечение к написанию и реализации социальных проектов

3. Проведение ежегодного праздника «День семьи»

Весь период

Весь период

май

Батуева О.А.

Учителя-предметники

Кустова Н.В.

Учителя

Кустова Н.В.

Батуева О.А.

Воспитание конкурентноспособной личности

1. Ежегодное проведение фестиваля «Шаг в будущее» как формы смотра достижений учащихся во всех видах исследовательской, практической и творческой деятельности за учебный год

2. Проведение внутришкольных конкурсов: «Лидер ученического самоуправления», «ученик года», «Класс года», «Лучший спортсмен года»,

«Лучший спортивный класс года»

Ежегодно

Апрель

Весь период

Батуева О.А.

Кустова Н.В.

учителя, педагоги дополнительного образования

Кустова Н.В.

Лебедев О.Н.

Создание условий для самообразования учащихся

1. Организация помощи учащимся, занимающимся в заочных школах.

2. Организация и проведение предметных недель.

3. Создание школьного научного общества учащихся и его функционирование

Весь период

Весь период

2010-2011

уч. год

Учителя-предметники

Руководители ШМО

Батуева О.А.

Руководитель НОУ

III этап

Обобщение и рефлексия

2011-2012 учебный год

Содержание

Срок

Ответственные

1. Обработка и презентация результатов мониторинга достижений учащихся

Ежегодно

Батуева О.А.

Кл. рук-ли

2. Подготовка и проведение педагогического совета «Результаты педагогическое сопровождения способных детей»

Март 2012г.

методсовет

Подпрограмма «Способные дети» будет способствовать выявлению, развитию и педагогической поддержке способных детей.




Полномочный представитель Президента Российской Федерации в ПФО
Портал Образование 2.0
Министерство образования Пермского края





 

© 2010 МОУ ЕСОШ
Рябчевских Д.А. :)