Подпрограмма «Способные дети» программы развития муниципального общеобразовательного учреждения «Еловская средняя общеобразовательная школа» «Социальное партнерство» на 2008-2012 г
Утверждена
на общешкольной конференции
18 декабря 2008 года
Подпрограмма
«Способные дети»
программы развития
муниципального общеобразовательного учреждения
«Еловская средняя общеобразовательная школа»
«Социальное партнерство»
на 2008-
Содержание
Стр.
1. Аналитическое обоснование
1.1. Актуализация 3
1.2. Нормативно-правовое обеспечение 3
1.3. Определение понятий 4
1.4. Социальный заказ 4
1.5. Анализ реализации ранее действующей программы 5
1.6. Анализ нерешенных задач в ходе реализации ранее
действующей программы 9
2. Цели и задачи подпрограммы «Способные дети» на 2008-2012г.г. 11
3. Сроки и этапы реализации подпрограммы 12
4. Ожидаемый результат 13
5. Социальное партнерство в реализации подпрограммы 14
6. Основные мероприятия реализации подпрограммы 15
1. Аналитическое обоснование
1.1. Актуализация
Актуальность разработки и принятия подпрограммы «Способные дети» обусловлена современными реальностями. Сегодня к школе предъявляются самые высокие требования. В «Концепции модернизации образования до 2010 года» определена основная цель образования - развитие личности ребенка: «Базовое звено образования – общеобразовательная школа, модернизация которой предлагает ориентацию образования не только на усвоение обучающимися определенной суммы знаний, но и на развитие его личности, его познавательных и творческих способностей».
Совершенствование системы образования происходит под влиянием социального заказа общества на творческую, активную личность, способную проявить себя в нестандартных условиях, гибко и самостоятельно использовать приобретенные знания в разнообразных ситуациях.
1.2. Нормативно-правовое обеспечение подпрограммы:
• Конвенция ООН о правах ребенка;
• Декларация прав ребенка;
• Закон РФ «Об образовании»;
• Закон Пермского края «Об образовании»;
• Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года;
• Положения Приоритетного национального проекта «Образование»;
• Программа развития школы «Социальное партнерство»;
1.3. Определение понятий
Для названия подпрограммы использовано словосочетание «Способные дети» Способный – 1) обладающий способностями 2) могущий что-нибудь сделать; обладающий каким-нибудь свойством. Способности - индивидуальные особенности личности, помогающие ей успешно заниматься определенной деятельностью. Работа со способными детьми в нашей школе включает в себя ряд разработанных подпрограмм и мероприятий, призванных всесторонне раскрыть весь спектр природного потенциала детей. В подпрограмме «Способные дети» говорится о развитии интеллектуальных и познавательных способностей, об обеспечении возможности творческой самореализации личности в различных видах деятельности. К группе способных детей мы относим всех учащихся школы: хорошо обучающихся в школе; с высокими показателями по специальным тестам интеллекта; с высоким уровнем творческих способностей; достигших успеха в каких-либо областях деятельности: учебно-познавательной, художественной, технической, оборонно-спортивной, общественной; в отношении которых есть серьезная надежда на качественный скачок в развитии способностей.
1.4. Социальный заказ
В рамках реализации ПНПО на первый план выдвигается основная задача современного образовательного учреждения: организация сотрудничества педагогов, родителей, учащихся и социума, направленного на качественное становление личности ребенка, «умеющей жить в гармонии с собой и окружающим миром».
В анкетах родителей, в выступлениях на родительских собраниях сформировался образ современной «хорошей школы». В такой школе должно быть обеспечено:
• высокое качество образования, достаточное для продолжения обучения в вузе, ссузе;
• обеспечение условий для проявления и развития склонностей и способностей;
• развитие умений самостоятельно учиться, приобретать знания;
• уважение личности ученика, «с ним занимаются не только на уроке, но и в системе дополнительного образования»;
• коллектив высококвалифицированных и интеллигентных педагогов;
• достаточное и современное методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса.
1.5. Анализ реализации программы «Способные дети» на 2003-
Для нашей школы обращение к проблеме развития способностей учащихся не ново. В 2002-2003 году была принята программа «Способные дети», которая была рассчитана на 2003-2006 годы и определяла, что «приоритетными задачами школы должны стать развитие творческого потенциала сельского школьника, подготовка его к жизни в современных условиях, развитие потребностей в самореализации, саморазвитии». Анализ результатов реализации программы позволяет заявить, что МОУ «Еловская средняя общеобразовательная школа», как часть социальной среды, создает определенные условия для развития и стимулирования способностей учеников в различных сферах: в усвоении учебных предметов; в воспитательной и внеурочной работе; во включении учащихся в общественную деятельность.
Успеваемость на протяжении ряда лет остается стабильной:
Учебный год |
ступень | ||
I |
II |
III | |
2004-2005 |
99,5 |
97,9 |
98,9 |
2005-2006 |
98,6 |
97 |
100 |
2006-2007 |
99 |
98,7 |
100 |
2007-2008 |
98,6 |
97,5 |
100 |
В ожидаемых результатах было записано: «качество обучения на I ступени составит в 2006 году не ниже 50%, на II III ступенях – до 35%-40%». Показатели свидетельствуют о значительном росте качества обучения в 2006, 2007 годах и о его снижении в 2008 году, что еще раз говорит о необходимости нацеливания участников образовательного процесса на повышение качества обучения и качества образования.
Учебный год |
ступень | ||
I |
II |
III | |
2004-2005 |
49 |
31 |
36,2 |
2005-2006 |
51,3 |
35 |
42 |
2006-2007 |
51,9 |
38,5 |
60 |
2007-2008 |
47,8 |
35,9 |
28,6 |
По сравнению с предыдущими годами, за последние 5 лет возросло число окончивших школу с золотой и серебряной медалями и аттестатами особого образца:
год |
11 класс |
9 класс | |
Золотые медалисты |
Серебряные медалисты |
Аттестаты особого образца | |
2003 |
2 |
- |
1 |
2004 |
1 |
1 |
1 |
2005 |
- |
- |
5 |
2006 |
- |
- |
1 |
2007 |
2 |
4 |
- |
2008 |
- |
- |
3 |
Более 90% (от 92% до 100%) выпускников средней школы продолжают обучение в средних и высших учебных заведениях.
Охват участия школьников в олимпиадах, конкурсах, слетах, научно-практических конференциях составил 72%. Значительных успехов добились наши ученики в олимпиаде по литературе: в 2005 и в 2008 годах девятиклассницы (Хохлова Евгения и Галимшина Анна) стали призерами краевой олимпиады, участницами Всероссийского тура олимпиады по литературе, а в 2008 году Галимшина Анна и призером Всероссийской олимпиады.
С 2003 года отмечается возрастание интереса участников образовательного процесса к учебно-познавательной деятельности, о чем свидетельствуют достижения учащихся и педагогов (См. критерии конкурсного отбора):
– успехи в районных, краевых, всероссийских олимпиадах;
- увеличение числа участников предметных интеллектуальных конкурсов –игр (за счет родительских средств);
- организация творческих конкурсов за рамками учебных программ ;
- участие и победы в районной конференции учебно-исследовательских работ учащихся;
- школа – победитель ПНПО (2007год), учителя – победители ПНПО (2006, 2007, 2008 годы);
- учителя-участники и победители профессиональных конкурсов (данные за 3 года):
- увеличение числа учителей, аттестованных на 1 и высшую категории;
- формирование «портфолио» учителей и учащихся.
Результативности реализации программы «Способные дети» способствовало
обогащение содержания образования и введение новых образовательных технологий:
– с 2005-2006 учебного года школа работает по новому учебному плану (БУП 2004);
– реализуются программы регионального образовательного компонента;
– организована предпрофильная подготовка учащихся 8-9 классов через организацию курсов по выбору. Всего апробировано программ 31 курса;
– с 2008 года ведется подготовка к профильному обучению на III ступени через ведение элективных курсов (10 класс), сформированных по образовательным заказам учащихся;
– ведутся факультативные и групповые занятия школьного компонента;
– организована работа кружков и секций;
– учителя принимают участие в апробации новых учебных программ и учебников: «Школа -2100»;
– происходит целенаправленная ориентация педагогов на технологии личностно ориентированного обучения; (методсовещание, педсовет, открытые уроки, участие в конкурсах)
Сложилась определенная система поощрений для активных и успешных учащихся и учителей:
– школьные конкурсы: «Ученик года», «Лучший класс года», «Спортсмен года», «Спортивный класс года»;
– Доска Почета «Гордость школы»
– портфолио учащихся;
– традиционный День семьи;
– делегирование талантливых детей на елку губернатора ПК и президента РФ;
– выделение путевок в детские лагеря.
На проявление способностей учащихся, активизацию их познавательных интересов повлияло значительное улучшение материально-технической базы школы; насыщение образовательного процесса техническими электронными средствами обучения; обновление методического обеспечения.
Учащиеся школы посещают творческие объединения и кружки дополнительного образования, организованные учреждениями культуры и спорта, ЦДТ., и добиваются успехов: танцевальный коллектив «Россияночка», команда по дзюдо, команда КВН, юные музыканты и художники Школы искусств. Со школой тесно сотрудничают районная библиотека и ЦДТ.
Ранее действующая программа «Способные дети» выполнила свое предназначение, обеспечив развитие интеллектуальных и творческих способностей группы учащихся, и подготовила базу для разработки новой редакции программы «Способные дети».
1.6. Анализ нерешенных задач
В настоящее время в выступлениях президента РФ, председателя правительства, политиков очень часто звучит мысль о стремлении общества выйти на качественно новый уровень экономического, политического, интеллектуального, информационного развития и невозможностью это сделать в силу несовершенства образовательной системы традиционной школы, в которой слабо реализуется личностно ориентированный подход к каждому ученику, теряя возможность работать со способными детьми.
Анализ реализации ранее действующей программы «Способные дети» показал, что
· не удалось добиться значительного сдвига в интеграции основного и дополнительного образования учащихся; мал охват учащихся в кружках, секциях, факультативах (лишь 70% заняты во внеурочной деятельности в начальной школе, 36,7% в 5-9 классах, 43,8% в 10-11 классах, по записям в классных журналах);
· нет разнообразия в темах предлагаемых курсов по выбору, факультативов, кружков и секций;
· недостаточно анкетных сведений об образовательных запросах учащихся и их родителей;
· не были использованы методики раннего выявления способностей учащихся и отслеживания развития этих способностей; нет системы своевременной диагностики возможностей и способностей учащихся;
• отсутствует система отслеживания результативности и эффективности часов регионального и школьного компонентов и дополнительного образования, а также – удовлетворенности учащихся проведением этих занятий;
• в практике учителей преобладают традиционные технологии обучения и воспитания, с трудом внедряются технологии личностно ориентированного обучения и развивающего обучения;
• наблюдается инертность большинства учителей к организации научно-исследовательской работы;
• работа по подготовке учащихся к олимпиадам, конкурсам, соревнованиям не носит системного и целенаправленного характера в течение всего учебного года и всех лет учебы способного ученика;
• последние два «-» свидетельствуют о необходимости разрешения давно назревшей проблемы – создание научного общества учащихся с предметными секциями, поиска неравнодушного педагога, который стал бы руководителем этого общества с выделением часов для проведения научно-исследовательской работы учащихся.
• недостаточно широко и ярко демонстрируются достижения учащихся в разных сферах деятельности
• отсутствует план межведомственного взаимодействия не только в школе, но и в районе
• нет тесных связей с социальными партнерами в развитии интеллектуальных и творческих способностей, особенно со Школой искусств.
2. Цель и задачи подпрограммы «Способные дети»
на 2008-
Цель: Создание эффективной системы работы, развивающей и поддерживающей способных детей и обеспечивающей их личностное саморазвитие и самореализацию, самоопределение и социализацию.
Педагогический коллектив нацелен, чтобы школа и её ближайшие социальные партнеры действовали как система условий, позволяющих личности стать субъектом своего развития.
В Программе развития школы определены основные направления (задачи) реализации модуля «Интеллект»:
1. Содействие интеллектуальному развитию школьников;
2. Содействовие самоопределению и социализации учащихся;
3. Воспитание конкурентноспособной личности;
4. Создание условий для самообразования учащихся.
Для достижения цели педагогическому коллективу при содействии социальных партнеров необходимо решить задачи:
На I ступени: Сформировать у детей желание и умение учиться, смотивировать интерес к знаниям и самопознанию, сформировать первые навыки творчества на основе положительной мотивации на учение
На II ступени: Обеспечить оптимальный уровень общей образовательной подготовки школьников, необходимый для продолжения образования на 3 ступени и для выбора ими своего направления профессиональной подготовки с учетом собственных способностей и возможностей, создать условия для самовыражения учащихся в различных видах деятельности.
На III ступени: Продолжить развитие самообразовательных навыков и особенно навыков самоорганизации и самовоспитания. Завершить становление выпускников, полное раскрытие и развитие их способностей, сформировать готовность к профессиональному и личностному самоопределению, обеспечить высокий уровень общекультурного развития.
3. Этапы и сроки реализации подпрограммы
I этап (подготовительный)
2006-2007 учебный год
II этап (основной этап формирования системы работы со способными детьми)
2008-2009, 2009-2010, 2010-2011 учебные годы
III этап (обобщение и рефлексия)
2011-2012 учебный год
4. Ожидаемые результаты
• Повышение качества образования ;
• Рост количественных и качественных показателей участия школьников в олимпиадах и конкурсах;
• Положительная динамика проявления интереса
учащихся и педагогов к исследовательской деятельности;
• Уровень социальной успешности выпускников;
• Положительная динамика изменения процентного отношения состава учителей, имеющих первую и высшую квалификационные категории.
• Положительная динамика в освоении и применении новых образовательных технологий, в т.ч. технологий оценивания учебных достижений учащихся;
• Привлечение к сотрудничеству в рамках социального партнерства специалистов различных направлений и профилей, в т.ч. учреждений дополнительного образования;
• Создание банка данных с содержательными характеристиками способных детей;
• Обобщение опыта работы педагогов со способными детьми;
• Издание сборников стихотворений, творческих работ учащихся. Проведение персональных выставок;
• Обеспечение индивидуального сопровождения учащихся, склонных к интеллектуальному труду
5. Социальное партнерство
Развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся будет более эффективным за счет координации усилий всех заинтересованных организаций, учреждений, структур, служб и ведомств и расширения воспитательного и образовательного пространства.
Первыми и ближайшими социальными партнерами являются родители учащихся, другие образовательные учреждения: Центр детского творчества, Детская школа искусств; учреждения культуры: районная библиотека, районный культурно-досуговый центр.
6. Основные мероприятия реализации подпрограммы
I этап (подготовительный)
2008 год
Содержание |
Срок |
Ответственные |
1. Разработка, написание, презентация и утверждение подпрограммы «Способные дети». |
18 декабря |
Зам. директора по УВР Батуева О.А. и рабочая группа |
2. Координация планов работы учреждений и ведомств, способствующих развитию познавательных и творческих способностей школьников. |
До конца года |
Кустова Н.В., зам. директора по ВР. Батуева О.А., зам. директора по УВР. |
3. Информационно-методическое обеспечение участников реализации подпрограммы, в том числе на страницах районной газеты и на сайте школы. |
Весь период реализации подпрограммы |
Батуева О.А. Пьянова Л.В., зам. директора по УВР Кустова Н.В. Калинин И.Ю. |
4. Подбор диагностик по изучению разных сторон развития интеллектуальных и творческих способностей учащихся: «Мотивация», «Склонности и способности», «Моя будущая профессия», «Образовательные запросы»
|
Весь период реализации подпрограммы |
Батуева О.А. Кустова Н.В. Старосельцева Л.Г., педагог-психолог |
5. Проведение мониторинга достижений учащихся в разных сферах деятельности |
Весь период реализации подпрограммы |
Батуева О.А. Кл. руководители учащиеся |
6. Совершенствование материально-технической базы и методического обеспечения образовательного процесса. |
Весь период реализации подпрограммы |
Попова Н.А., директор школы |
II этап (основной)
Формирование системы работы со способными детьми
2008-2009, 2009-2010, 2010-2011 учебные годы
Содержание |
Срок |
Ответственные |
Содействие интеллектуальному развитию школьников | ||
1. Совершенствование учебного плана школы.
2. Составление индивидуальных образовательных маршрутов учащихся на III ступени обучения 3. Освоение и использование технологий личностно ориентированного обучения. 4. Подготовка и проведение методической недели «Развитие системы оценки качества образования».
5. Организация и проведение предметных олимпиад, конкурсов, игр, конференций.
|
Весь период
С 2009-2010 уч. года
Весь период
Март
Весь период |
Пьянова Л.В. Батуева О.А. Учителя-предметники Батуева О.А., кл. рук.
учителя
Батуева О.А. Методсовет
Руководители ШМО, классные руководители, учителя |
Содействовие самоопределению и социализации учащихся | ||
1. Совершенствование предпрофильной подготовки и профильного обучения: предоставление учащимся большего числа программ курсов по выбору и элективных курсов. 2. Организация деятельности социальных практик для учащихся в летний период, привлечение к написанию и реализации социальных проектов 3. Проведение ежегодного праздника «День семьи» |
Весь период
Весь период
май
|
Батуева О.А. Учителя-предметники
Кустова Н.В. Учителя
Кустова Н.В. Батуева О.А. |
Воспитание конкурентноспособной личности | ||
1. Ежегодное проведение фестиваля «Шаг в будущее» как формы смотра достижений учащихся во всех видах исследовательской, практической и творческой деятельности за учебный год 2. Проведение внутришкольных конкурсов: «Лидер ученического самоуправления», «ученик года», «Класс года», «Лучший спортсмен года», «Лучший спортивный класс года» |
Ежегодно Апрель
Весь период |
Батуева О.А. Кустова Н.В. учителя, педагоги дополнительного образования
Кустова Н.В. Лебедев О.Н. |
Создание условий для самообразования учащихся | ||
1. Организация помощи учащимся, занимающимся в заочных школах. 2. Организация и проведение предметных недель. 3. Создание школьного научного общества учащихся и его функционирование |
Весь период
Весь период
2010-2011 уч. год |
Учителя-предметники
Руководители ШМО
Батуева О.А. Руководитель НОУ |
III этап
Обобщение и рефлексия
2011-2012 учебный год
Содержание |
Срок |
Ответственные |
1. Обработка и презентация результатов мониторинга достижений учащихся |
Ежегодно |
Батуева О.А. Кл. рук-ли |
2. Подготовка и проведение педагогического совета «Результаты педагогическое сопровождения способных детей» |
Март 2012г. |
методсовет |
Подпрограмма «Способные дети» будет способствовать выявлению, развитию и педагогической поддержке способных детей.