Еловская средняя общеобразовательная школа

Муниципальное образовательное учреждение

Подпрограмма «Патриот» программы развития муниципального общеобразовательного учреждения «Еловская средняя общеобразовательная школа» «Социальное партнерство» на 2008-2012 г

Содержание

1. Аналитическое обоснование

2. Проблемы

3. Цели и задачи подпрограммы «Патриот» на 2008-2012г.г.

4. Механизм реализации подпрограммы.

5.Мероприятия по реализации подпрограммы «Патриот»

3. Сроки и этапы реализации подпрограммы

4. Ожидаемый результат

5. Социальное партнерство в реализации подпрограммы

6. Основные мероприятия реализации подпрограммы

 

1. Аналитическое обоснование.

Подпрограмма «Патриот» муниципального общеобразовательного учреждения «Еловская средняя общеобразовательная школа» разработана в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2005 года №422 «О государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006 – 2010 годы», а также в соответствии с программой развития муниципального общеобразовательного учреждения «Еловская средняя общеобразовательная школа» на 2007 – 2012 годы, решением районной межведомственной конференции «Воспитание гражданина XXI века» от 28.03.2005.

Гражданско - патриотическое воспитание понимается авторами подпрограммы как систематическая и целенаправленная педагогическая деятельность по формированию у учащихся высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, стремления к выполнению своего гражданского долга. Оно должно строиться на следующих принципах:

· открытости для творческого использования педагогами школы;

· субъектной позиции учащихся;

· воспитания через социально значимую деятельность;

· интеграции усилий всех заинтересованных организаций и учреждений.

Подпрограмма ориентирована на все возрастные группы учащихся, коллектив педагогов и родителей учащихся.

При разработке подпрограммы учитывался опыт деятельности образовательного учреждения, современная образовательная ситуация и тенденции развития школы.

Конституцией Российской Федерации закреплено, что защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации, но сознательно выполнить его готовы (по статистическим данным) около 15% призывников, и велик процент тех, кто уклоняется от призыва на действительную службу в рядах Российской армии.

Конечно, как и в целом по стране, здоровье наших призывников остаётся невысоким. По Пермскому краю весной 2005 года были освобождены от призыва на военную службу 28,3% граждан. Как положительный фактор, надо отметить, что по данным военного комиссариата в Еловском районе весной 2005 года не смогли по состоянию здоровья пойти на службу 15,4% призывников, а уклонистов от призыва на действительную военную службу за последние шесть лет из выпускников Еловской средней школы нет. Никто из призывников после окончания нашей школы за эти годы не покинул самовольно расположение воинской части. Анкетирование выпускников показывает, что почти все они положительно относятся к службе в Вооружённых силах России:

Учебный год

Положительное

Отрицательное

Не задумывался

2004 - 2005

94%

3%

3%

2005 - 2006

98%

0%

2%

2006 - 2007

97%

1%

2%

В 2006 году по результатам региональной проверки преподавания предмета ОБЖ и воспитательной работы по военно – патриотическому направлению деятельность педагогического коллектива была признана хорошей.

Положительным является и то, что наши выпускники (юноши) все выполняют нормативы по физической культуре: подтягивание – из 11 на «отлично» 7 человек; на «хорошо» 3 человека; на «удовлетворительно» - 1 человек; средний балл – 4,5. По Пермскому краю это второй результат.

Одним из приоритетов образовательной политики, провозглашённых в Концепции модернизации Российского образования на период до 2010 года, является «обучение в условиях, гарантирующих защиту прав личности, её психологическую и физическую безопасность…». Решение данной проблемы в общеобразовательных учреждениях наиболее полно осуществляется посредством преподавания курса «Основы безопасности жизнедеятельности», который является составной частью образовательной области «Физическая культура».

Предмет ОБЖ введён в учебный план общеобразовательных учреждений как обязательный с 1993 года. Ранее в школе изучался предмет НВП только на III ступени. Предмет ОБЖ изучается в Еловской средней школе на базовом уровне в соответствии с программой под редакцией А.Т.Смирнова, рекомендованной Министерством образования.

Создана и успешно реализуется адаптированная рабочая программа по ОБЖ на III ступени, учитывающая местные условия, специфику обучения и уровень подготовленности школьников в данном ОУ, имеющуюся материальную базу школы. В связи с этими условиями в курс ОБЖ на III ступени внесены изменения в следующие разделы: «Действия человека в экстремальных ситуациях», «ГО и ЧС», «Основы воинской службы», «Прикладная физическая культура». В Еловской средней школе во втором полугодии в 11 классе юноши и девушки обучаются раздельно: девушки изучают раздел «Основы семейной жизни», а юноши – ОВС (Основы военной службы), в который входят темы: «Огневая подготовка», «Уставы Российских Вооружённых Сил», «Международное гуманитарное право». В связи с отсутствием специалиста по рукопашному бою этот раздел не изучается учащимися 11 класса, они проходят кроссовую подготовку и осваивают единую общевойсковую полосу препятствий.

В 2005 году в Еловской средней школе было проведено анкетирование выпускников 11 – х классов по вопросам гражданско – патриотического воспитания. В своих анкетах школьники отмечают, что им нужен предмет ОБЖ (77%); нравятся уроки ОБЖ (64%); понравилось в оборонно – спортивном оздоровительном лагере (93%); отношение к воинской службе положительное у 66% выпускников.

Девушки 10 класса тоже хотят пройти практические занятия в оборонно – спортивном лагере.

По данным анкетирования среди учащихся III ступени в 2007 году по методике Г.Н.Казанцевой (изучение отношения к учению и к учебным предметам), 37,5% считают предмет ОБЖ любимым; 100% признают его интересным; 37,5% отмечают, что учитель интересно объясняет, 62,5% считают, что знания по данному предмету необходимы во время службы в армии и для жизни в обществе.

2. Проблемы:

· общая готовность старшеклассников недостаточна для качественного прохождения ими военной службы в Вооружённых Силах;

· отсутствие системы работы по военно – патриотическому и духовно – нравственному воспитанию учащихся (в связи с происходящими в стране экономическими и социальными переменами);

· недостаточная взаимосвязь с другими подпрограммами;

· недостаточная взаимосвязь с ведомствами и учреждениями района, родительской общественностью.

3. Цель и задачи подпрограммы.

Цель подпрограммы

- формирование социально активной личности гражданина и патриота, обладающей чувством национальной гордости, гражданского достоинства; любви к Отечеству, своему народу и готовностью к его защите;

Задачи:

1.Организационные:

· организовать совместную работу школы с музеем ЦДТ;

· осуществлять взаимодействие с военкоматом;

· разработать план мероприятий историко – патриотической направленности в рамках подготовки к Дню защитника Отечества, к Дню Победы и к Дню призывника с отделом по делам молодёжи, Центром детского творчества, Домом досуга.

2. Организационно – методические:

· создать банк данных о проблемах гражданского и патриотического воспитания;

· разработать Положения о проведении мероприятий патриотической направленности;

· обобщить и транслировать опыт педагогического коллектива по патриотическому воспитанию учащихся.

3.Задачи по привлечению учащихся к проведению массовых мероприятий военно – патриотической направленности:

· проводить уроки военно – патриотической направленности;

· проводить массовые мероприятия, посвящённые Дням воинской славы России (победным дням);

· привлекать к организации учебной и внеучебной деятельности, способствующей развитию гражданских качеств и умений, воспитывающей лидеров (участие в различных конкурсах, олимпиадах гражданско – правовой направленности);

· участовать в муниципальной, краевой военно – спортивной игре «Зарница»;

· нести Вахты памяти.

4.Механизм реализации подпрограммы.

Координацию деятельности по реализации подпрограммы осуществляет Совет по её реализации. В состав Совета могут входить участники образовательного процесса и иные лица, заинтересованные в организации и совершенствовании деятельности по патриотическому воспитанию учащихся. Совет определяет содержание конкретных мероприятий по реализации программы, организует их выполнение, обсуждает предложения, направленные на повышение эффективности в работе.

Основными исполнителями мероприятий подпрограммы являются педагоги, учащиеся и их родители.

Подпрограмма рассчитана на 2008 – 2010 годы.

Результаты реализации подпрограммы оцениваются ежегодно на основе «Перечня обобщённых оценочных показателей (индикаторов) реализации государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006 – 2010 годы» с помощью диагностик и методик: Шкала личностной тревожности Кондаша для учащихся 10 – 16 лет; диагностика и оценка уровня напряжённости (М.М.Безруких); методика М.Рокича «Ценностные ориентации»; анкета «Общая оценка образа жизни» (Байер К., Шейнберг Л.) и другие.

Основные направления по реализации подпрограммы «Патриот»:

· разработка мероприятий, направленных на патриотическое воспитание в урочное время;

· внеурочная деятельность как условие воспитания патриотизма у учащихся.

5.Мероприятия по реализации подпрограммы «Патриот»

№п\п

Название мероприятия

Срок

исполнения

ответственные

взаимодействие

I.Мероприятия, направленные на патриотическое воспитание учащихся в урочное время

1.

Проведение факультативных курсов, курсов по выбору по гражданско – патриотической тематике

ежегодно

Зам. по УВР

2.

Проведение уроков в библиотеках и музеях

В течение года

Кл. руководители

и библиотекари

ЦДТ

библиотека

3.

Проведение интегрированных уроков

В течение года.

Учителя – предметники

4.

Проведение Уроков гражданско – патриотической направленности (уроки мужества, уроки России, парламентские уроки)

В течение года.

Кл. руководители

ЦДТ

Дом досуга

5.

Проведение предметных недель

В течение года.

Руководители ШМО

II.Внеурочная деятельность как условие воспитания патриотизма у учащихся.

2.1.Проведение массовых школьных мероприятий.

1.

Мероприятия, посвящённые 65 – летию Победы в Великой Отечественной войне

2009 -2010

Заместитель директора по ВР

Руководитель ОБЖ

Дом досуга

Комитет по делам молодёжи

2.

Проведение месячника военно – патриотической и оборонно – массовой работы, посвящённой Дню защитника Отечества.

Ежегодно

Руководитель ОБЖ

Учителя физической культуры

Дом досуга

Комитет по делам молодёжи

3.

Организация и проведение соревнований по программе игры «Зарница»

Ежегодно

Руководитель ОБЖ

ЦДТ

Дом досуга

4.

Участие в муниципальном финале игры «Зарница»

Ежегодно

Заместитель директора по ВР

Руководитель ОБЖ

ЦДТ

Дом досуга

5.

Участие в краевом финале игры «Зарница»

2010

Заместитель директора по ВР

Руководитель ОБЖ

ЦДТ

Дом досуга

Отдел образования

6.

Проведение встреч учащихся школы с выпускниками и курсантами военных училищ и академий

ежегодно

Организатор ОБЖ, военкомат

военкомат

7.

Создание выставочных экспозиций, посвящённых Дню Победы и Дню защитника Отечества

Ежегодно

Библиотекари

библиотека

8.

Организация и проведение соревнований по военно – прикладным видам спорта

Ежегодно

Организатор ОБЖ

спорткомитет

9.

Проведение фестиваля военных песен: «Песня, опалённая войной», «Когда поют солдаты»

ежегодно

Заместитель директора по ВР

Руководитель ОБЖ

Дом досуга

Фонд мира

10.

Организация и проведение операций «Забота» и «Ветеран»

ежегодно

Кл. руководители

Совет ветеранов

11.

Участие в акции «Ты – еловчанин» (уборка мусора на территории с. Елово)

ежегодно

Заместитель директора по ВР

Кл. руководители

Комитет по делам молодёжи

12.

Проведение акции «Солдаты Отечества» (сбор подарков воинам Российской Армии)

Ежегодно до 23 февраля

Заместитель директора по ВР

Руководитель ОБЖ

Комитет по делам молодёжи

военкомат

2.2.Экскурсионно – туристическая, краеведческая деятельность

1.

Организация экскурсий по с. Елово для учащихся начальной школы и 5- 6 классов

В течение года

Кл. руководители

Музей ЦДТ

2.

Проведение тематических классных часов «Почётные граждане с. Елово»

В течение года

Кл. руководители

Музей ЦДТ

3.

Организация экскурсионных поездок в краеведческие музеи г. Осы, г.Перми

В течение года

Кл. руководители

4.

Проведение конкурсов сочинений, рисунков, викторин на темы: «Моя родословная»; «Есть такая профессия – Родину защищать», «Моя родина – с. Елово» и др.

В течение года

Кл. руководители

Руководители ШМО

ЦДТ

Фонд мира

5.

Участие школьников в учебно - исследовательской конференции

ежегодно

Учителя гуманитарных предметов

ЦДТ

6.

Организация походов по родному краю

В течение года

Учителя физической культуры

спорткомитет

2.3. Физкультурно – оздоровительная и военно – спортивная деятельность

1.

Участие в районной спартакиаде

Ежегодно

Учителя физической культуры

спорткомитет

2.

Проведение на местности игры «Зарница» «Учимся выживать»

Ежегодно

Руководитель ОБЖ

Учителя физической культуры

Спорткомитет

ЦДТ

3.

Проведение спортивной эстафеты «А ну-ка, парни!»

Ежегодно

Руководитель ОБЖ

Учителя физической культуры

Спорткомитет

ЦДТ

4.

Проведение школьной спартакиады

Согласно плану

Учителя физической культуры

Спорткомитет

ЦДТ

5.

Обеспечение организованного участия учащихся 10-х классов в учебно – полевых сборах

Ежегодно

Руководитель ОБЖ

вонкомат

6.

Организация работы спортивных кружков и секций

Согласно плану

Учителя физической культуры

7.

Организация и проведение общешкольного Дня здоровья

2 раза в год

Заместитель директора по ВР

Руководитель ОБЖ

Учителя физической культуры

8.

Организация работы кружка «Юные патриоты России»

В течение года

Руководитель ОБЖ

ЦДТ

9.

Участие в олимпиадах по ОБЖ, физической культуре институционального, муниципального уровня.

Руководитель ОБЖ

Учителя физической культуры

ЦДТ

10.

Проведение спортивных праздников, посвящённых окончанию учебного года

Руководитель ОБЖ

Учителя физической культуры

Дом досуга

2.4. Общественно – полезный труд

1.

Проведение конкурса на самый чистый и уютный класс

В течение года

Заместитель директора по ВР

Кл. руководители

2.

Ремонт мебели в кабинетах школы

В течение года

Кл. руководители

Учитель технического труда

3.

Благоустройство пришкольной территории

В течение года

Заместитель директора по ВР

Кл. руководители

4.

Организация работы ремонтных бригад в летнее время

В течение лета

Кл. руководители

Учитель технического труда

5.

Ремонт оборудования кабинетов

В течение лета

Заместитель директора по хозяйственной части

2.5. Организационно – методическая и информационно – пропагандистская деятельность

1.

Создание кино- и видеотеки для проведения тематических классных часов гражданско – патриотической направленности

В течение года

Заместитель директора по ВР

Руководитель ОБЖ

Кл. руководители

Дом досуга

Фонд мира

РИМЦ

2.

Организация подписки на периодические издания гражданско – патриотической тематики

По полугодиям

Библиотекари

3.

Разработка сценариев для проведения традиционных школьных праздников

В течение года

Заместитель директора по ВР

Руководитель ОБЖ

Кл. руководители

Дом досуга

ЦДТ

4.

Выпуск тематических страниц в школьной газете «ЕСШ.ru», посвящённых праздничным датам

В течение года

Редакция газеты

РИМЦ

5.

Подготовка диагностических материалов (использование имеющихся) для проведения диагностических процедур по определению результативности деятельности подпрограммы

Заместитель директора по ВР

Руководитель ОБЖ

РИМЦ (психолог)

6.

Проведение тематических радиопередач гражданско – патриотической направленности

В течение года

Руководитель

7.

Разработка положений о различных спортивных и военно – спортивных соревнованиях

В течение года

ШМО учителей физической культуры

спорткомитет

8.

Разработка инструкций по охране труда и технике безопасности при проведении экскурсий, походов.

В течение года

Руководитель ОБЖ

Отдел образования

9.

Освещение опыта работы школы по гражданско – патриотической направленности в средствах массовой информации

В течение года

Заместитель директора по ВР

Руководитель ОБЖ

Редакция газеты «Искра Прикамья»

10.

Проведение совместных заседаний Управляющего совета, педагогического совета, Совета по реализации подпрограммы с повесткой дня «Гражданско - патриотическое и физическое воспитание учащихся: проблемы, пути их решения».

В течение года

Директор школы

Зам директора по ВР

Управляющий совет

11.

Проведение методических совещаний с учителями – предметниками и классными руководителями по вопросам гражданско – патриотического воспитания.

В течение года

Зам директора по ВР

РИМЦ

12.

Участие в школьных, муниципальных совещаниях, семинарах, конференциях по вопросам гражданско – патриотического воспитания.

В течение года

Педагоги

Отдел образования

РИМЦ

13.

Выпуск календаря знаменательных дат, связанных с историей села, района, края.

В течение года

Библиотекари

Библиотека

Музей ЦДТ

Ожидаемые результаты.

Создание системы военно – патриотического воспитания в школе.

Достижение единства взглядов на военно – патриотическое воспитание семьи, школы, общественности.

Сформированность уровня социальной и гражданской зрелости школьников в положительной динамике

I ступень.

Овладение основными правилами безопасного поведения в различных ситуациях.

Умение оказать первую медицинскую помощь.

Овладение основными понятиями «здоровье», «здоровый образ жизни».

Умение общаться со сверстниками и взрослыми.

Активное участие школьников и их родителей в мероприятиях гражданско – патриотической направленности.

Сформированность любви к «малой родине», уважения к людям своего села, района.

II ступень.

Сформированность у подростков сознания гражданина Российской Федерации, чувства уважения к истории страны.

Повышение интереса учащихся к военно – прикладным видам спорта, развитию физических и волевых качеств, готовности к защите Отечества.

Знать основные составляющие здорового образа жизни, обеспечивающие духовное, физическое и социальное благополучие.

Знать и соблюдать правила личной безопасности в криминогенных ситуациях.

Использовать полученные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

· выработки потребности в соблюдении норм здорового образа жизни, невосприимчивости к вредным привычкам;

· обеспечения личной безопасности в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;

· безопасного пользования различными бытовыми приборами, инструментами и препаратами бытовой химии в повседневной жизни;

· подготовки и участия в различных видах активного отдыха и природных условиях;

· оказания первой медицинской помощи пострадавшим в различных опасных или бытовых ситуациях.

III ступень.

1.Наличие у учащихся старших классов знаний, умений и навыков, необходимых для успешного прохождения военной службы, полученных в процессе изучения курса ОБЖ, а также в ходе личного участия в различных формах военно – патриотической деятельности.

Оценку этого критерия можно осуществлять с помощью имеющихся в ОБЖ тестов, нормативов как в процессе обучения, так и при проводимых мероприятиях военно – патриотического воспитания, направленных на совершенствование необходимых личностных качеств для военной службы.

2.Высокую осознанную дисциплинированность, ответственность будущих защитников Отечества.

Этот критерий в отношении учащегося определяется путём анализа выводов, сделанных педагогическим коллективом школы (по оценкам за поведение, а также уровню активности учащегося в общественной работе), с учётом мнений учащихся класса, где учится ученик, и его собственной самооценки.

3.Сознательный выбор допризывной молодёжью военной профессии, рода войск.

Оценка эффективности этого критерия осуществляется в процессе выявления целенаправленной подготовки юношей к предстоящей военной службе в ходе участия в системе подготовки молодёжи к данному виду государственной деятельности.

4.Морально – психологическую готовность призывной молодёжи к прохождению военной службы. Определяя степень готовности по этому критерию, особое внимание необходимо обратить на сформированность таких качеств, как любовь к Родине, активная жизненная позиция, сознательность, убеждённость, честность, патриотизм, гордость, дружба, чуткость, бережливость, выдержка, мужество, самообладание, инициативность.

Обобщённые результаты по реализации подпрограммы оформляются в виде справки, в которой отражаются:

-качество проведения занятий по ОБЖ, уровень знаний обучаемых по предмету;

-итоговые оценки по итогам учебных сборов;

-количество и профиль секций, кружков, объединений, факультативов, ведущих военно – патриотическую работу, сколько учащихся охвачено этой работой;

-количество учащихся, принявших участие в проводимых месячниках и неделях оборонно – массовой работы, количество проведённых военно – спортивных праздников, соревнований;

-количество мероприятий по военно – патриотической работе в период каникул и их качество;

- что сделано учащимися по созданию и совершенствованию учебно – материального комплекса по основам военной службы;

- какая помощь оказывается инвалидам, престарелым, ветеранам войн, семьям погибших воинов;

-регулярность и качество проведения занятий по планам военно – спортивной игры «Зарница»;

-участие школьников в мероприятиях по уходу за братскими могилами и сохранению памятников боевой славы;

-организация и проведение почётных караулов у памятников боевой славы;

-результативность работы по ориентации молодёжи на приобретение военных специальностей, количество юношей, поступающих в военные учебные заведения;

-связь с выпускниками, проходящими военную службу.

Основные компоненты системы гражданско – патриотического воспитания:

· изучение основ наук, обеспечивающее приобретение системы знаний, умений и навыков, необходимых для подготовки граждан к защите Родины;

· начальную военную подготовку;

· специальную внеклассную работу по овладению умениями и навыками прикладного характера;

· внешкольное военно – патриотическое воспитание;

· содействие школе в гражданско – патриотическом воспитании со стороны общественности и семьи, советов ветеранов.




Полномочный представитель Президента Российской Федерации в ПФО
Портал Образование 2.0
Министерство образования Пермского края





 

© 2010 МОУ ЕСОШ
Рябчевских Д.А. :)