Еловская средняя общеобразовательная школа

Муниципальное образовательное учреждение

Подпрограмма «Я - законопослушный гражданин» программы развития муниципального общеобразовательного учреждения «Еловская средняя общеобразовательная школа» «Социальное партнерство» на 2008-2012 г

Построение правового государства немыслимо без воспитания у молодого поколения гражданских качеств личности. Поэтому воспитание правосознания у школьников становится одной из задач школы и воспитателей. Право представляет собой совокупность норм и правил поведения людей, выраженных в законах, постановлениях государственных органов и регулирующих взаимоотношения между юридическими лицами и гражданами конкретного государства. Правовое воспитание в совокупности с нормами нравственного поведения формирует социальную зрелость школьников.

На современном этапе развития российского общества сохраняется повышенный интерес к получению правовых знаний. Но далеко не все граждане получают необходимую информацию о действующем законодательстве, о своих правах и обязанностях. Само знание законов зачастую не связывается у людей, особенно у молодого поколения, с убеждением в необходимости их неукоснительного исполнения. Об этом свидетельствуют, в частности, данные о преступности несовершеннолетних.

Так в Еловском районе, по данным ОВД, за 10 месяцев 2008г. Зарегистрировано 52 правонарушения несовершеннолетних (за аналогичный период 2007г. их было зарегистрировано 43).Таким образом, мы видим увеличение доли правонарушений среди несовершеннолетних. В основном это кражи, то есть причина социальная. Что касается конкретно Еловской средней школы, то статистика по этому вопросу представлена следующими цифрами. Состоят на учёте по годам:

Внутришкольный учёт КНД ОВД

2005-06уч.г. 35 7

2006-07уч.г. 13 11

2007-08уч.г. 6 9

2008-09уч.г 11 8

Необходимость работы по правовому воспитанию вызвана слабым знанием прав и обязанностей граждан России у школьников.

В Еловской школе сложилась определённая система работы по гражданско – правовому воспитанию. Традиционно проводятся такие мероприятия, как месячники правовых знаний, парламентские уроки, уроки и классные часы, посвящённые Дню Конституции. Проводятся мероприятия, посвящённые государственным символам России, правам человека. Учащиеся знакомятся с историей создания и содержанием «Всеобщей декларации прав человека», «Конвенции прав ребёнка», с Уставом школы, правилами поведения для учащихся. Основы законодательства изучаются в правовых разделах курса «Обществознание», начиная с шестого класса. Старшеклассники школы ежегодно занимают призовые места в районной олимпиаде по праву. Принимают участие и в конкурсах по правовой тематике. Достаточное количество выпускников выбирают юриспруденцию в качестве своей профессии, Они поступают и успешно заканчивают соответствующие учебные заведения, продолжая затем работать в правоохранительных структурах района. Однако в целом работа по правовому воспитанию проводится недостаточно системно.

В течение последних лет в школе проводится анализ уровня воспитанности учащихся по различным направлениям.

Анкетирование «Как я знаю свои права?»

Вопросы

2004-2005

2005-2006

2006-2007

Правильные ответы (% от количества анкетируемых)

Как называется документ, гарантирующий права ребёнка?

65 %

60 %

68 %

В каком году он был принят?

53.1 %

57.2%

65 %

В каком документе прописаны права учащихся Еловской школы?

85 %

80 %

96 %

С какого возраста ребёнок имеет право на жизнь?

96 %

95 %

100 %

Анкетирование «Как я знаю Конституцию Российской Федерации?»

Вопросы

2004-2005

2005-2006

2006-2007

Правильные ответы (% от количества анкетируемых)

Что такое Конституция?

88.1 %

85 %

93.4%

Когда была принята последняя Конституция Российской федерации?

76.3 %

86%

91.2%

Сколько всего Конституций действовало в нашей стране?

64%

71%

87%

Когда человек становится гражданином страны?

89 %

90%

91.3%

Что защищает Конституция?

91 %

90.4 %

95 %

Динамика уровня социальной зрелости

Оптимальный

Допустимый

Критический

2004-2005

21 %

75 %

4 %

2005-2006

34.9 %

65.1 %

0

2006-2007

34 %

66 %

0

2007-2008

35%

65%

0

Динамика уровня гражданской активности

Высокий

Средний

Низкий

2004-2005

65.4 %

32.3 %

2.3 %

2005-2006

67 %

31 %

2 %

2006-2007

83.5 %

16.1%

1.4 %

2007-2008

83%

16.5%

0.5%

Динамика уровня политической зрелости выпускников

Оптимальный

Допустимый

Критический

2004-2005

48 %

48 %

4 %

2005-2006

63 %

35.7 %

1.3 %

2006-2007

66.3 %

32.9 %

0.8 %

2007-2008

68%

31.5%

0.5%

Актуальность правового воспитания подрастающего поколения напрямую связана с преодолением сложившегося в последние десятилетия в обществе правового нигилизма, необходимостью повышения уровня правовых знаний населения, формированием внутренней потребности человека выполнять требования закона. Важным является и вопрос восстановления утраченного доверия граждан к правоохранительным органам.

Всё это свидетельствует о необходимости продолжения работы, направленной на использование разнообразных путей правового воспитания. В содержание правового воспитания входит правовое отношение к государству, к труду, к семье, к общественности, государственной и частной собственности. Каждый выпускник школы должен усвоить нормы и правила поведения в обществе, свои права и обязанности, основные положения о труде, о браке, регулирующие взаимоотношения родителей и детей, основные положения гражданского и уголовного кодексов.

В школьные годы учащиеся должны хорошо знать законодательные акты, которые им адресованы. Имеется ввиду Конституция РФ, законодательство об ответственности несовершеннолетних за нарушение правопорядка. Только в условиях сочетания правовых и нравственных норм и правил поведения человек становится законопослушным, дисциплинированным и исполнительным.

Цель данной подпрограммы:

- формирование у молодого поколения уважения к закону, формирование правосознания, убеждённости в защите своих прав и стремления к выполнению обязанностей.

Задачи:

- обеспечение условий для воспитания законопослушного гражданина;

- ознакомление учащихся с правовыми актами государства;

- воспитание уважительного отношения к законам страны и убеждение в необходимости их выполнения;

- привитие навыков законопослушного поведения, умения защищать свои права и свободы в установленном порядке;

- усвоение конкретных норм, касающихся прав ребёнка, формирование умений применять полученные знания в конкретных ситуациях;

- интеграция и координация усилий всех субъектов воспитания по формированию правосознания школьников.

Основные требования к уровню воспитанности учащегося по правовому воспитанию:

- осознанное понимание единства прав и обязанностей гражданина РФ.

Учащемуся необходимо

Знать:

- что правовые знания являются частью общей культуры человека;

- что право как система норм и правил поведения человека в обществе, группе, коллективе определяет конкретные обязанности человека по отношению к другим людям.

Уметь:

- применять знания по основам правового законодательства, вести себя в группе, коллективе в соответствии с нормами правовой морали;

- использовать знания в экстремальной ситуации.

Основные направления и мероприятия реализации подпрограммы

«Я – законопослушный гражданин»

I Учебный процесс

1. Включение в курс «Обществознание» (6 – 11 классы) тематического блока «Право и политика» при составлении тематического планирования.

2. ШМО учителей – предметников предусмотреть проведение мероприятий гражданско – правовой направленности через уроки (диктанты, сочинения, викторины, теоретические вопросы)

II Внеурочная деятельность

1. Ежегодное проведение тематических политинформаций и классных часов: День Конституции, День Народного единства, День Победы, День России.

2. Ежегодное проведение Парламентского урока.

3. Проведение политинформаций по избирательному праву.

4. Проведение тематических месячников и недель права и гражданского образования.

5. Участие в конкурсах различного уровня по правам человека.

6. Привлечение органов ученического самоуправления к подготовке и проведению мероприятий по правовой тематике.

7. Взаимодействие с КНС и ЗП, ОВД, прокуратурой, участковыми, ТИК, РКДЦ, РИМЦ, ЦДТ, ЗАГС, отделом по делам молодёжи в вопросах правового воспитания.

8. Правовое просвещение родителей.

III Работа с учащимися

I ступень

Направления работы

Формы работы

1. Знакомство с правилами поведения учащихся.

2. Формирование чувства ответственности за порученное дело, за свои поступки.

3. Первоначальное знакомство с Конституцией РФ, с государственными символами.

- классные часы;

- викторины;

- игры;

- экскурсии.

II ступень

1. Систематическое в курсе «Обществознание» изучение Конституции РФ, законов государства.

2. Знакомство с Уставом школы, систематическая пропаганда Правил поведения учащихся.

3. Изучение прав и обязанностей несовершеннолетних, знакомство с «Всеобщей декларацией прав человека» и «Конвенцией о правах ребёнка»

4. Воспитание ответственности за свои поступки и за порученное дело.

5. Встречи с представителями правоохранительных органов с целью профилактики правонарушений.

6. Воспитание толерантного отношения к другим людям.

- уроки обществознания и гражданского образования;

- тематические классные часы;

- беседы;

- диспуты;

- классные часы;

- ролевые игры;

- деловые игры;

- работа в органах ученического самоуправления;

- отчёты о выполнении поручений.

III ступень

Направления работы

Формы работы

1. Продолжение изучения основ конституционного строя, законодательства РФ.

2. Изучение систематического курса «Право и политика»

3. Встречи с представителями правоохранительных органов с целью профориентации старшеклассников

4. Изучение «Всеобщей декларации прав человека»

5. Организация школьных и участие в районных олимпиадах по праву.

- уроки обществознания и гражданского образования;

- классные часы;

- ролевые и деловые игры;

- диспуты;

-семинары;

- брейн – ринги;

- организация работы ученического самоуправления.

IY Работа с родителями

Правовое просвещение родителей

Формы работы

1. Ответственность родителей за воспитание детей.

2. Семейный кодекс о взаимных правах и обязанностях родителей и детей.

- родительские собрания;

- заседания родительской гостиной;

- индивидуальные встречи;

- анкетирование с последующим анализом;

- тренинги.

Y Работа с педколлективом

Правовой статус учителя и ученика в их взаимоотношениях.

Этапы и сроки Реализация подпрограммы

I этап подготовительный:

- разработка подпрограммы октябрь – ноябрь 2008г.

- принятие (утверждение) подпрограммы 18 декабря 2008г.

II этап основной 2009 – 2011г.г.

- реализация основных мероприятий через план работы школы, планы

ШМО.

III этап – заключительный май 2011г.

- обобщение опыта работы по реализации подпрограммы.

Реализация подпрограммы позволит представить образ выпускника школы:

I ступень:

- знает правила поведения учащихся;

- имеет чувство ответственности за порученное дело, за свои

поступки;

II ступень

- уважает законы государства;

- знаком с правами и обязанностями;

- имеет чувство ответственности;

- имеет навыки толерантного общения с окружающими.

III ступень

- знает основы Конституционного строя РФ;

- уважительно относится к законам;

- ориентирован на добровольное исполнение своих гражданских

обязанностей;

- знает свои права, умеет защищать их в рамках закона.

Учащемуся необходимо

Знать:

- осознанное понимание единства прав и обязанностей гражданина РФ.

- что правовые знания являются частью общей культуры человека;

- что право как система норм и правил поведения человека в обществе, группе, коллективе определяет конкретные обязанности человека по отношению к другим людям.

Уметь:

- применять знания по основам правового законодательства, вести себя в группе, коллективе в соответствии с нормами правовой морали;

- использовать знания в экстремальной ситуации.

Ожидаемый результат:

- уровень воспитанности учащихся в положительной динамике;

- уровень социальной и гражданской зрелости в положительной динамике;

- положительная динамика правосознания учащихся;

- сокращение уровня правонарушений среди учащихся школы;

- сокращение или стабилизация количества детей, состоящих на учёте в ОВД;

- успешность социализации после окончания школы в течение трёх лет.

Пиарсопровождение:

Мониторинг реализации подпрограммы (см. Приложение)

Размещение информации на сайте школы, в районной газете.

Приложение 1

Политическое поведение учащихся старших классов

  1. Следите ли Вы за политической жизнью страны?

- затрудняюсь ответить

- да, постоянно

- время от времени

- иногда

- скорее нет, чем да

- нет

2. Собираетесь ли Вы принимать участие в выборах, когда Вам исполнится 18 лет?

- да - нет - пока не решил - нет ответа

3. Почему Вы собираетесь принимать участие в выборах?

- считаю это своим долгом

- хочу сам выбирать своё будущее

- другое (уточните, что именно)

- нет ответа

4. Почему Вы не собираетесь принимать участие в выборах, когда Вам исполнится 18 лет?

- не интересуюсь политикой

- мой выбор всё равно ничего не решит

- затрудняюсь ответить

- другое (поясните, что именно)

5. Откуда Вы получаете информацию о политических процессах в России и за рубежом?

- читаю газеты, журналы

- смотрю телепередачи

- обсуждаю с друзьями

- обсуждаю в школе, на уроках

- читаю специализированную литературу

6. Знаете ли Вы, в каком законодательном документе закреплено избирательное право? Назовите его.

7. Может ли кто-нибудь потребовать у Вас сказать, за кого Вы голосовали?

- да (кто конкретно?) - нет - затрудняюсь ответить

8. Может ли кандидат на выборах дарить подарки?

- считаю это вполне нормальным

- зависит от ситуации

- считаю это абсолютно неприемлемым

9. Знакомились ли Вы когда-нибудь с Конституцией?

- затрудняюсь ответить

- внимательно изучал

- просматривал

- смотрел что-то конкретное

-никогда не знакомился

10. По какой причине обращались к Конституции?

- считаю для себя необходимым знать, что в ней написано

- необходимо для учёбы

- было любопытно

- не обращался

- затрудняюсь ответить

- другое (что именно?)

11. Знаете ли Вы, кто является Президентом РФ?

12. Знаете ли Вы, кто является губернатором Пермского края?

13. Знаете ли Вы, кто является главой нашего района

Анкета

Определение уровня правовых знаний (учащиеся 9 – 11 классов)

Цель проведения: выявление знаний о правах и обязанностях человека, готовности к гражданскому становлению.

1. Дайте определение понятия «конституция»

2. Когда была принята ныне действующая Конституция РФ?

3. Перечислите личные права граждан РФ

4. Назовите политические права граждан РФ.

5. Какие социально-экономические права гражданина РФ вы знаете?

6. Каковы культурные права гражданина РФ?

7. Какие обязанности гражданина РФ закреплены в Конституции?

8. Уголовная ответственность гражданина РФ начинается:

а) с 14 лет б) с 16 лет в) с 18 лет

9. Полноправным гражданином РФ молодой человек становится:

а) в 16 лет б) в 18 лет в) в 20 лет

10. Правом заниматься предпринимательством гражданин РФ обладает:

а) с 14 лет б) с 16 лет в) с 18 лет

11. Дайте определение понятия «гражданин».

12. Высший законодательный орган Российской Федерации – это:

а) Совет Федерации б) Федеральное собрание в) Государственная Дума

Анкета

«Как я знаю свои права?»

1. Ребёнок имеет право на защиту своих прав:

а) с рождения б) с 14 лет в) с 18 лет

2. Право на участие в детском общественном объединении ребёнок имеет:

а) с 5 лет б) с 8 лет в) с 14 лет

3. Ребёнок имеет право давать согласие на усыновление или удочерение:

а) с 6 лет б) с 10 лет в) с 14 лет

4. За правонарушение ребёнок может быть помещён в специальное воспитательное учреждение для детей и подростков:

а) с 8 лет б) с 11 лет в) с 14 лет

5. Ребёнок может совершать самостоятельные мелкие бытовые сделки:

а) с 6 лет б) с 14 лет в) с 18 лет

6. Ребёнок имеет право самостоятельно обращаться в суд за защитой своих прав:

а) с 6 лет б) с 14 лет в) с 18 лет

7. Ребёнок имеет право работать в свободное от учёбы время и самостоятельно распоряжаться своим заработком:

а) с 6 лет б) с 14 лет в) с 18 лет

8. С какого возраста наступает уголовная ответственность за отдельные виды правонарушений?

а) с 11 лет б) с 14 лет в) с 18 лет

9. С какого возраста у ребёнка появляется обязанность слушаться родителей или лиц их заменяющих и соблюдать правила поведения, установленные в образовательном и воспитательном учреждениях, дома, в общественных местах?

а) с рождения б) с 6 лет в) с 14 лет

10. В случае жестокого обращения, с какого возраста ребёнок может самостоятельно обращаться за защитой в органы опеки и попечительства?

а) после 14 лет б) в любом возрасте в) с 6 лет




Полномочный представитель Президента Российской Федерации в ПФО
Портал Образование 2.0
Министерство образования Пермского края





 

© 2010 МОУ ЕСОШ
Рябчевских Д.А. :)