Еловская средняя общеобразовательная школа

Муниципальное образовательное учреждение

Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Еловская средняя общеобразовательная школа»

«Утверждаю»

Директор

МОУ «Еловская СОШ»

Л.В. Пьянова

__________ 2011 г.

«Согласовано»

«___»________2011г.

Зам. директора по УВР

МОУ «Еловская СОШ»

___________ Кужлева Е.В.

«Рассмотрено»

на методическом совете

МОУ «Еловская СОШ»

Протокол № ___ от « __»_____2011г.

Секретарь методсовета _______________

ПРОГРАММА

ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Программу разработала: заместитель директора по ВР Кустова Н.В.

Руководитель научно-методического сопровождения: Кужлева Е.В., заместитель директора по УВР

Елово

2011 год

1. Нормативно-правовая база

Ø Закон Российской Федерации «Об образовании»

Ø Стандарт

Ø Концепция духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования

1.1.Цель и задачи духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования

В Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России сформулирована высшая цель образования- высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества, как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённый в духовных и культурных традициях всего многонационального народа Российской Федерации.

Основная педагогическая цель-воспитание, социально-педагогическая поддержка становление и развитие высоконравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России

Цель программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования

совпадает с целью Институциональной модели гражданского образования –воспитать позитивного успешного, адаптивного выпускника, способного жить в демократическом обществе и с программой развития школы «Социальное партнёрство», которая была сформулирована исходя из социального заказа родителей, общественности, социума школе.

Задачи программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования

В области формирования личностной культуры:

Ø Формирование способности к духовному развитию, реализации творческого потенциала в учебно- игровой, предметно-продуктивной, социально ориентированной деятельности на основе нравственных установок и моральных норм, непрерывного образования, самовоспитания и универсальной духовно- нравственной компетенции- «Становиться лучше»

Ø Укрепление нравственности, основанной на свободе воли и духовных отечественных традициях, внутренней установке личности школьника поступать согласно своей совести

Ø Формирование основ нравственного самосознания личности (совести)-способности младшего школьника формулировать собственные нравственные обязательства, осуществлять нравственный самоконтроль, требовать от себя выполнения моральных норм, давать нравственную оценку своим и чужим поступкам

Ø Формирование нравственного осмысления учения

Ø Формирование основ морали- осознанной обучающимися необходимости определённого поведения, обусловленного принятого в обществе представлениями о добре и зле, должном и недопустимом, укрепление у обучающихся позитивной нравственной самооценки, самоуважения и жизненного оптимизма

Ø Принятие обучающимися базовых национальных ценностей, национальных и этнических духовных традиций

Ø Формирование эстетических потребностей и чувств

Ø Формирование способности открыто выражать и отстаивать свою нравственную позицию, проявлять критичность к собственным намерениям, мыслям и поступкам

Ø Формирование способности к самостоятельным поступкам и действиям, совершаемым на основе морального выбора, к принятию ответственности за их результаты

Ø Развитие трудолюбия, способности к преобладанию трудностей, целеустремлённости и настойчивости в достижении результата

Ø Осознание обучающимися ценности человеческой жизни, формирование умения противостоять в пределах своих возможностей действиям и влияниям, представляющим угрозу для жизни, физического и нравственного здоровья, духовной безопасности личности.

В области формирования социальной культуры:

Ø Формирование основ Российской гражданской идентичности

Ø Пробуждение веры в Россию, чувства личной ответственности за Отечество

Ø Воспитание ценностного отношения к своему национальному языку и культуре

Ø Формирование патриотизма и гражданской солидарности

Ø Развитие навыков организации и осуществления сотрудничества с педагогами, сверстниками, родителями, старшими детьми в решении общих проблем

Ø Укрепление доверия к другим людям

Ø Развитие доброжелательности и эмоциональной

В области формирования семейной культуры:

Ø Формирование отношения к семье как основе российского общества

Ø Формирование у обучающегося уважительного отношения к родителям, осознанного, заботливого отношения к старшим и младшим

Ø Формирование представлений о семейных ценностях, гендерных семейных ролях и уважения к ним

Ø Знакомство обучающихся с традициями российской семьи

1.2. Ценностные установки программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования

Ø Патриотизм-любовь к Родине, своему краю, своему народу, служение Отечеству.

Ø Социальная солидарность-свобода личная и национальная; уважение и доверие к людям, институтам государства и гражданского общества; справедливость, равноправие, милосердие, честь и достоинство.

Ø Гражданственность-долг перед Отечеством, правовое государство, гражданское общество, закон и порядок.

Ø Семья-любовь и верность, забота, помощь и поддержка, равноправие, здоровье , достаток, уважение к родителям, забота о старших и младших, забота о продолжении рода

Ø Личность- саморазвитие и самосовершенствование, самоприятие и самоуважение, любовь к жизни и к человечеству, способность к личностному нравственному выбору

Ø Труд и творчество- уважение к труду, творчество и созидание, целеустремлённость и настойчивость, трудолюбие

Ø Наука- ценность знания, стремление к познанию и истине, научная картина мира

Ø Искусство и литература- красота, гармония, духовный мир человека

Ø Природа-эволюция, родная земля, заповедная природа, планета Земля, экологическое сознание

1.3. Основные направления и ценностные основы программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования

Ø Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека. Ценности: любовь к России, своему народу, своему краю, служение Отечеству, правовое государство, гражданское общество, закон и правопорядок, доверие к людям, институтам государства о гражданского общества

Ø Воспитание нравственных чувств и этического сознания. Ценности: нравственный выбор; справедливость, милосердие, честь, достоинство, уважение человека, равноправие, , ответственность, чувство долга, забота, помощь, мораль, честность, щедрость, забота о старших и младших, толерантность, представление о светской этике

Ø Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни. Ценности: уважение к труду, творчество и созидание, целеустремлённость и настойчивость, бережливость, трудолюбие.

Ø Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни. Ценности: здоровье физическое и стремление к здоровому образу жизни, здоровье нравственное, нервно-психическое, психологическое и социально-психологическое.

Ø Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание) Ценности: родная земля, заповедная природа, планета Земля, экологическое сознание.

Ø Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах. Ценности: красота, гармония, духовный мир человека, эстетическое развитие, самовыражение в творчестве, в искусстве.

1.4. Содержание программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования

1.4.1. Современные особенности развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования

С переходом ребёнка в школу осуществляется переход к учебной деятельности освоение новой социальной позиции, новой роли ученика, расширяется сфера его взаимодействия с окружающим миром, начинается формирование у ребёнка положительного отношения к образованию, школе, педагогам и сверстникам, вырабатываются его основы социального и гражданского поведения, характер групповой, общественной, творческой деятельности. «Уклад школьной жизни» является базой для построения для организации пространства духовно-нравственного развития обучающегося, его эффективной социализации и своевременного взросления

В Еловской школе сложилась определенная система воспитательной работы. Коллектив колы разработал Институциональную модель гражданского образования, цель которой- заложить основы нравственной, правовой и политической культуры населения, способствовать формированию общественно-активной личности, наделённой гражданским самосознанием, обладающей чувством собственного достоинства, знающей и уважающей права и свободы человека, готовой отстаивать и защищать их т.е. воспитывать гражданина для жизни в демократическом государстве, гражданском обществе.

Институциональная модель гражданского образования содержит в себе учебную и внеурочную деятельность, на основе реализации подпрограмм Программы развития школы «Социальное партнёрство». Реализация подпрограмм невозможна без участия ученического самоуправлении . В каждом возрастном периоде у учащихся формируются компетентности: коммуникативные, кооперативные, проблемные, информационные, социальные.

Вся работа строится по 4 направлениям:

Ø Родина

Ø Закон

Ø Интеллект

Ø Здоровье

Направления Программы духовно-нравственного развития и воспитания учащихся на начальной ступени общего образования органично соединяются с направлениями работы школы.

Родина и Закон

Подпрограмма «Патриот», «Семья» и «Я законопослушный гражданин»

сочетаются с направлениями и задачами Программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования:

Ø Воспитание гражданственности, патриотизма уважении к правам, свободам и обязанностям человека

Ø Воспитание нравственных чувств и этического сознания

Ø Воспитание ценностного отношения к природе и окружающей среде

В школе имеются традиции, которые включают в себя круг школьных дел:

Ø 1 сентября

Ø День здоровья

Ø День самоуправления

Ø Выборы органов ученического самоуправления

Ø Дни рождения республик

Ø Неделя гражданского образования

Ø Школьный конкурс научно-исследовательских работ

Ø Новогодние праздники

Ø Вечер встречи выпускников

Ø Месячник патриотического воспитания

Ø Школьный конкурс краеведческих работ

Ø Эколайны по уборке территории школы и села

Ø Коммунарские сборы

Ø Вахта памяти к 9 мая

Ø День семьи

Ø Последний звонок

Ø Выпускные вечера

Традицией является преемственность работы органов ученического самоуправления через работу детских организаций:

Ø 1-4 классы республика «Солнечный город»

Ø 5-7 классы республика «ШКИД»

Ø 8-11 классы республика «СОНИД»

Руководит деятельностью республик Совет старшеклассников

Свои традиции есть в каждом классе, они дополняют жизнедеятельность школьного коллектива, делают её ярче и разнообразней.

При введении ФГОС нового поколения коллектив школы будет придерживаться тех направлений работы, которые уже сложились в образовательном учреждении.

Направления Программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования органично сочетается с подпрограммами Программы развития школы «Социальное партнёрство».

Направления Программы духовно-нравственного развития и воспитания

Подпрограммы Программы развития «Социальное партнёрство»

Воспитание гражданственности патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человек

«Патриот»

«Я- законопослушный гражданин» «Семья»

«Способные дети»,

Воспитание нравственных чувств и этического сознания

«Я- законопослушный гражданин» «Семья»

«Способные дети»

Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учёбе, труду, жизни.

«Способные дети»

«Патриот»

Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни

«Здоровье»

«Семья»

Воспитание ценностного

отношения к природе, окружающей среде

«Патриот»

«Семья»

Воспитание ценностного отношения к прекрасному, воспитание представлений об эстетических идеалах и ценностях

«Семья»

«Способные дети»

1.4.2. Задачи духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся

Воспитание гражданственности, патриотизма уважении к правам, свободам и обязанностям человека:

Ø Элементарные представления о политическом устройстве Российского государства, его институтах, их роли в жизни общества, о его важнейших законах

Ø Представления о символах государственной власти- Флаге, Гербе субъекта российской федерации, в котором находится образовательное учреждение

Ø Элементарные представления об институтах гражданского общества, о возможностях участия граждан в общественном управлении

Ø Элементарные представления о правах и обязанностях граждан России

Ø Интерес к общественным явлениям, понимание активной роли человека в обществе

Ø Уважительное отношение к русскому языку как государственному языку межнационального общения

Ø Ценностное отношение к своему национальному языку и культуре

Ø Начальное представление о народах России, об их общей исторической судьбе, о единстве народов нашей страны

Ø Элементарные представления о национальных героях и важнейших событиях истории России и её народов

Ø Интерес к государственным праздникам и важнейшим событиям в жизни России, Пермского края, села Елов;

Ø Стремление участвовать в делах класса, школы, семьи, села

Ø Любовь к Еловской школе, селу Елово, русскому народу, России

Ø Уважение к защитникам Родины

Ø Умение отвечать за свои поступки

Ø Негативное отношение к нарушениям порядка в классе, дома, на улице, к невыполнению человеком своих обязанностей.

Воспитание нравственных чувств и этического сознания

Ø Первоначальное представление о базовых национальных Российских ценностях;

Ø Различие хороших и плохих поступков;

Ø Представление о правилах поведения в школе, дома, на улице, в населённом пункте, в общественных местах, на природе;

Ø Уважительное отношение к родителям, к старшим, доброжелательное отношение к сверстникам и младшим;

Ø Установление дружеских взаимоотношений в коллективе, основанных на взаимопомощи и взаимной поддержке;

Ø Бережное гуманное отношение ко всему живому;

Ø Знание правил вежливого поведения, культуры речи, умение пользоваться «волшебными» словами, быть опрятным, чистым, аккуратным;

Ø Стремление избегать плохих поступков, не капризничать, не быть упрямым; умение признаться в плохом поступке и анализировать его;

Ø Представление о возможном негативном влиянии на морально- психологическое состояние человека компьютерных игр, кино, телевизионных передач, рекламы;

Ø Отрицательное отношение к аморальным поступкам, грубости, оскорбительным словам действиям, в том числе в содержании художественных фильмов и телевизионных передач.

Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни:

Ø Первоначальные представления о нравственных основах учёбы, ведущей роли образования, труда и значении творчества в жизни человека и общества;

Ø Уважение к труду и творчеству старших и сверстников;

Ø Элементарные представления о профессиях;

Ø Ценностное отношение к учёбе как виду творческой деятельности;

Ø Элементарные представлении роли знаний, науки, современного производства в жизни человека и общества;

Ø Первоначальные навыки коллективной работы, в том числе при разработке реализации учебных и учебно- трудовых проектов;

Ø Умение проявлять дисциплинированность, последовательность и настойчивость в выполнении учебных и учебно-трудовых заданий;

Ø Умение соблюдать порядок на рабочем месте;

Ø Бережное отношение к результатом своего труда, труда других людей, к школьному имуществу, учебникам, личным вещам;

Ø Отрицательное отношение к лени и небрежности в труде и учёбе, небережливому отношению к результатам труда людей.

Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни:

Ø Ценностное отношение к своему здоровью, здоровью родителей, членов семей, педагогов, сверстников;

Ø Элементарные представления о единстве и взаимовлиянии различных видов здоровья человека: физического, нравственного (душевного), социально-психологического( здоровья семьи и школьного коллектива)

Ø Элементарные представления о влиянии нравственности человека на состояние его здоровья и здоровья окружающих его людей;

Ø Понимание важности физической культуры и спорта для здоровья человека, его образования, труда и творчества;

Ø Знание и выполнение санитарно-гигиенических правил, соблюдение здоровьесберегающего режима дня;

Ø Интерес к прогулкам на природе, подвижным играм, участию в спортивных мероприятиях;

Ø Первоначальные представления об оздоровительном влиянии природы на человека;

Ø Первоначальное представление о возможном негативном влиянии компьютерных игр, телевидения, рекламы на здоровье человека;

Ø Отрицательное отношение к невыполнению правил личной гигиены и санитарии, уклонению от занятий физкультурой.

Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде( экологическое воспитание)

Ø Развитие интереса к природе, природным явлениям и формам жизни, понимание активной роли человека в природе;

Ø Ценностное отношение к природе и всем формам жизни;

Ø Элементарный опыт природоохранной деятельности;

Ø Бережное отношение к растениям и животным.

Ø Воспитание ценностного отношения к прекрасному формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание)

Ø Представление о душевной и физической красоте человека;

Ø Формирование эстетических идеалов, чувства прекрасного; умение видеть красоту природы, труда и творчества;

Ø Интерес к чтению произведениям искусства, детским спектаклям, концертам, выставкам, музыке;

Ø Интерес к занятиям художественным творчеством;

Ø Стремление к опрятному внешнему виду;

Ø Отрицательное отношение к некрасивым поступкам и неряшливости.

1.4.3. Примерные виды деятельности и формы занятий с обучающимися на ступени начального общего образования

Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам , свободам и обязанностям человека:

Ø получение первоначальных знаний о конституции Российской федерации, ознакомление с государственной символикой-Гербом, Флагом Российской Федерации, гербом и флагом Пермского края ( на плакатах, картинах, в процессе бесед, чтения книг, изучения предметов, предусмотренных базисным учебным планом);

Ø ознакомление с героическими страницами истории России, жизнью замечательных людей (в процессе бесед, экскурсий, просмотра кинофильмов, путешествия по историческим памятным местам, сюжетно ролевых игр гражданского историко- патриотического содержания, изучение основных и вариативных дисциплин);

Ø ознакомление с историей и культурой родного края, народным творчеством, традициями, фольклором, особенностями быта народов России ( в процессе бесед, сюжетно-ролевых игр, творческих конкурсов, фестивалей, праздников, экскурсий, путешествий, туристско-краеведческих экспедиций, изучение вариативных учебных дисциплин);

Ø знакомство с важнейшими событиями истории нашей страны, содержанием и значением государственных праздников ( в процессе бесед, классных часов, просмотра учебных фильмов, участие в подготовке и проведении мероприятий, посвящённых государственным праздникам);

Ø знакомство с деятельностью общественных организаций патриотической и государственной направленности, детско- юношеских организаций, движений, сообществ, с правами гражданина (в процессе посильного участия в социальных проектах и мероприятиях, проводимых в рамках республики «Солнечный город», другими детско-юношескими организациями);

Ø участие в просмотре учебных фильмов, отрывков из художественных фильмов, подведении бесед о подвигах Российской армии, защитниках Отечества, подготовке и проведении игр военно-патриотического содержания, конкурсов и спортивных соревнований, сюжетно-ролевых игр на местности, встреч с ветеранами и военнослужащими;

Ø получение первоначального опыта межкультурной коммуникации с детьми и взрослыми-представителями разных народов России, знакомство с особенностями их культур образа жизни (в процессе бесед, народных игр, организация и проведение национально- культурных праздников)

Ø участие во встречах и беседах с выпускниками своей школы, ознакомление с биографиями выпускников, явивших собой достойные примеры гражданственности и патриотизма.

Воспитание нравственных чувств и этического сознания:

Ø получение первоначального представления о базовых ценностях отечественной культуры ( в процессе изучения учебных и вариативных предметов, бесед, экскурсий, заочных путешествий, участия в творческой деятельности, такой, как театральные постановки, литературно-музыкальные композиции, художественные выставки отражающие культурные и духовные традиции народов России);

Ø участие в проведении уроков этики, внеурочных мероприятий, направленных на представление о нормах морально- нравственного поведения, игровых программах, позволяющих школьникам приобретать опыт ролевого нравственного взаимодействия;

Ø ознакомление с основными правилами поведения в школе, общественных местах, обучение распознаванию хороших и плохих поступков (в процессе бесед, классных часов, просмотра учебных фильмов, наблюдение и обсуждение в педагогически организованной ситуации поступков, поведения разных людей);

Ø усвоение первоначального опыта нравственных взаимоотношений в коллективе класса и образовательного учреждения- овладение навыками вежливого, приветливого , внимательного отношения к сверстникам, старшим и младшим детям, обучение дружной игре, взаимной поддержке, участию в коллективных играх, приобретение опыта в совместной деятельности;

Ø посильное участие в делах благотворительности, милосердия, в оказании помощи нуждающимся, заботе о животных, других живых существах, природе;

Ø получение первоначальных представлений о нравственных взаимоотношениях в семье (участие в беседах о семье, о родителях и прародителях);

Ø расширения опыта позитивного взаимодействия в семье ( в процессе проведения открытых семейных праздников, творческих проектов, проведения других мероприятий, раскрывающих историю семьи, воспитывающих уважение к старшему поколению, укрепляющих преемственности между поколениями)

Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни.

В процессе изучения учебных дисциплин и проведения внеурочных мероприятий обучающиеся получают первоначальное представление о роли знаний, труда, и значения творчества в жизни человека и общества:

Ø экскурсии по селу, во время которых знакомятся с различными видами труда, различными профессиями;

Ø узнают о профессиях своих родителей, участвуют в организации и проведении презентаций «Труд наших родных»;

Ø получают первоначальные навыки сотрудничества, ролевого взаимодействия со сверстниками, старшими детьми, взрослыми в учебно-трудовой деятельности (в ходе сюжетно-ролевых экономических игр, проведении внеурочных мероприятий(праздники труда, ярмарки, конкурсы, города мастеров и т.д.;

Ø приобретают опыт уважительного творческого отношения к учебному труду ( посредствам презентации учебных достижений, стимулирования творческого учебного труда);

Ø учиться творчески применять знания, полученные при изучении учебных предметов на практик (в рамках предмета «Технология», участия в разработке различных проектов);

Ø приобретают начальный опыт участия в различных видах общественно-полезной деятельности на базе образовательного учреждения и взаимодействующих с ним учреждениях дополнительного образования, других социальных институтах ( занятия народными промыслами, природоохранная деятельность, работа творческих мастерских, трудовые акции, как в учебное, так и в каникулярное время)

Ø приобретают умения и навыки самообслуживания в школе и дома;

Ø участвуют во встречах и беседах с выпускниками школы, показавших достойные примеры высокого профессионализма и творческого отношения к труду.

Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни:

Ø приобретение знаний о здоровье, здоровом образе жизни, возможностях человеческого организма, об основных условиях и способах укрепления здоровья( в ходе уроков физической культуры, бесед, просмотра учебных фильмов, в системе внеклассных мероприятий, встречи со спортсменами, тренерами, представителями профессий предъявляющих высокие требования к здоровью);

Ø участие в беседах о значении занятий физическими упражнениями, активного образа жизни, спорта, прогулок на природе для укрепления своего здоровья;

Ø практическое освоение форм и методов физической культуры, здоровьесбережения, простейших элементов спортивной подготовки (на уроках физкультуры, в спортивных секциях школы и внешкольных учреждениях, при подготовке и проведении подвижных игр, туристические походы, спортивные соревнования);

Ø составление здоровьесберегающего режима дня и контроль его выполнения, поддержание чистоты и порядка в помещениях, соблюдение санитарно-гигиенических норм труда и отдыха;

Ø получение навыков следить за чистотой и опрятностью своей одежды, за чистотой своего тела, рационально пользоваться оздоровляющим влиянием природных факторов: солнца, чистого воздуха, чистой воды), экологически грамотного питания( здоровьесберегающими формами досуговой деятельности в процессе бесед, просмотра учебных фильмов, игровых тренинговых программ в системе взаимодействия образовательных и медицинских учреждений);

Ø получение элементарных представлений о взаимосвязи здоровья физического, нравственного, психологического, психического и социального ( в ходе бесед с педагогами, психологами, медицинскими работникам образовательного учреждения, родителями);

Ø получение знаний о возможном негативном влиянии компьютерных игр, телевидения, рекламы на здоровье человека (в рамках бесед с педагогами, психологами, медицинскими работникам образовательного учреждения, родителями).

Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде

Ø Усвоение элементарных представлений об экокультурных ценностях, нормах экологической этики, об экологической грамотности взаимодействия человека с природой ( в ходе изучения инвариантных и вариативных дисциплин, бесед, просмотра учебных фильмов);

Ø Получение первоначального опыта эмоционально-чувственного непосредственного взаимодействия с природой, экологически грамотного поведения в природе ( в ходе экскурсий, прогулок, туристических походов и путешествий по родному краю);

Ø Получение первоначального опыта природоохранной деятельности ( в школе, не пришкольном участке, экологические акции, десанты, высадка растений, создание цветочных клумб, очистка доступных территорий от мусора подкормка птиц и т.д.), в деятельности экологических патрулей, в создании и реализации природоохранных проектов;

Ø Посильное участие в детско-юношеских общественных экологических организациях;

Ø Усвоение в семье позитивных образцов взаимодействия с природой (при поддержке родителей расширение опыта взаимодействия с природой, заботы о животных и растениях, участие вместе с родителями в экологической деятельности по месту жительства)

Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание):

Ø получение элементарных представлений об эстетических идеалах и художественных ценностях культуры России (в ходе изучения инвариантных и вариативных учебных дисциплин, посредством встреч с представителями творческих профессий, знакомства с произведениями искусства в музеях, на выставках по репродукциям, учебным фильмам);

Ø ознакомление с эстетическими идеалами, традициями художественной культуры родного края, с фольклором и народными промыслами (в ходе изучения вариативных дисциплин, в системе экскурсионно-краеведческой деятельности, внеклассных мероприятий, шефство над памятниками культуры, участие в фестивалях народного творчества, тематических выставках);

Ø обучение видеть прекрасное в окружающем мире, природе родного края, в том, что окружает учащихся в пространстве, в школе, дома, в ландшафте, в природе в разное время суток и года( разучивание стихотворений, знакомство с картинами, просмотр фильмов о природе);

Ø обучение видеть прекрасное в поведении и труде людей, знакомство с местными мастерами прикладного искусства (участие в беседах»Красивые и некрасивые поступки», «Чем красивы люди вокруг нас», беседах о прочитанных книгах, художественных фильмах, телевизионных передачах; обучение различать добро и зло, отличать красивое и безобразное, плохое от хорошего, созидательное от разрушительного);

Ø получение первоначального опыта самореализации в различных видах творческой деятельности, умения выражать себя в доступных видах и формах художественного творчества (на уроках художественного труда и в системе дополнительного образования);

Ø участие вместе с родителями в проведении выставок семейного творчества, музыкальных вечеров, организации культурно- досуговых программ ;

Ø получение элементарных представлений о стиле одежды как способе выражения внутреннего душевного состояния человека;

Ø участие в художественном оформлении помещений.

1.5. Совместная деятельность образовательного учреждения, семьи и общественности по духовно-нравственному развитию и воспитанию обучающихся.

Духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся на ступени начального общего образования осуществляется не только образовательным учреждением, но и семьёй, внешкольными учреждениями по месту жительства. Взаимодействие образовательного учреждения и семьи имеет решающее значение для организации нравственного уклада жизни обучающегося. В формировании такого уклада большую роль играют учреждения дополнительного образования, культуры и спорта. В школе реализуется Программа развития «Социальное партнёрство» в которой прописаны различные формы взаимодействия с социальными партнёрами по направлениям: «Здоровье», «Родина»», «Закон», «Способные дети»:

Ø участие представителей общественных организаций и объединений в проведении отдельных мероприятий;

Ø реализация дополнительного образования по отдельным программам, в соответствии с программой духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся;

Ø реализация педагогической работы с родительскими комитетами образовательного учреждения.

Ø проведение совместных мероприятий по направлениям Программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся.

Повышение педагогической культуры родителей обучающихся:

Права и обязанности родителей в современных условиях определены в статьях 38, 43, Конституции Российской Федерации, главе12 Семейного кодекса Российской Федерации, статьях 17, 18, 19, 52 Закона Российской Федерации «Об образовании».

Система работы по повышению педагогической культуры родителей основана на следующих принципах:

Ø Совместная деятельность семьи и школы в определении основных ценностей и направлений и приоритетов деятельности образовательного учреждения по духовно-нравственному развитию и воспитанию обучающихся;

Ø Педагогическое внимание, уважение, требовательность к родителям;

Ø Поддержка и индивидуальное сопровождение становления и развития педагогической культуры каждого из родителей;

Ø Содействие родителям в решении индивидуальных проблем воспитания детей;

В системе повышения педагогической культуры родителей могут быть использованы различные формы работы: родительские собрания, родительские конференции, организационно-деятельностная и психологическая игра, собрание-диспут, родительский лекторий, семейная гостиная, педагогическая гостиная, встреча за круглым столом, вечер вопросов и ответов, семинар, педагогический практикум, тренинг и т.д.

1.6. Планируемые результаты духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования

Первый уровень результатов - приобретение обучающимися социальных знаний, первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающего со своими учителями ( в основном и дополнительном образовании).

Второй уровень результатов - получение обучающимися опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающихся между собой на уровне класса, т.е. в защищённой, дружественной просоциальной среде, в которой ребёнок получает первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает)

Третий уровень результатов - получение обучающимися опыта самостоятельного общественного действия для достижения данного уровня результатов. Особое значение имеет взаимодействие обучающегося с представителями различных социальных субъектов за пределам школы, в открытой общественной среде.

Воспитательные результаты

Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам , свободам и обязанностям человека:

Ø Ценностное отношение к России, своему народу, Пермскому краю, отечественному культурно-историческому наследию, государственной символике, законам Российской федерации, русскому и родному языку, народным традициям, старшему поколению;

Ø Элементарные представления об институтах гражданского общества, о государственном устройстве и социальной структуре российского общества, наиболее значимых страницах истории, об этнических традициях и культурном достоянии Пермского края, о примерах исполнения гражданского и патриотического долга;

Ø Первоначальный опыт постижения ценностей гражданского общества, национальной истории и культуры;

Ø Опыт ролевого взаимодействия и реализация гражданской, патриотической позиции;

Ø Опыт социальной межкультурной коммуникации;

Ø Начальное представление о правах и обязанностях человека, гражданина, семьянина, товарища.

Воспитание нравственных чувств и этического сознания:

Ø Начальное представление о моральных нормах и правилах нравственного поведения. Нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами;

Ø Уважительное отношение к традиционным религиям;

Ø Неравнодушие к жизненным проблемам других людей, сочувствие к человеку, находящемуся в трудной ситуации;

Ø Способность эмоционально реагировать на негативные проявления в детском обществе и обществе в целом, анализировать нравственную сторону своих поступков и поступков других людей;

Ø Уважительное отношение к родителям, к старшим, заботливое отношение к младшим;

Ø Знание традиций своей семьи и школы, бережное отношение к ним.

Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни.

Ø Ценностное отношение к труду и творчеству, человеку труда, трудовым достижениям России и человечества, трудолюбие;

Ø элементарные представления о различных профессиях;

Ø первоначальные навыки трудового творческого сотрудничества со сверстниками, со старшими детьми и взрослыми;

Ø первоначальный опыт в общественно-полезной и личностно значимой деятельности;

Ø мотивация к самореализации в социальном творчестве, познавательной и практической, общественно полезной деятельности.

Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни:

Ø Ценностное отношение к своему здоровью, здоровью близких и окружающих людей;

Ø Элементарные представления о взаимной обусловленности физического. нравственного, психологического, психического здоровья человека, о важности морали, и нравственности в сохранении здоровья.

Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание)

Ø ценностное отношение к природе;

Ø первоначальный опыт эстетического, эмоционально-нравственного отношения к природе;

Ø первоначальный опыт участия в природоохранной деятельности в школе, на пришкольном участке, по месту жительства;

Ø личный опыт в экологических инициативах, проектах.

Воспитание ценностного отношения к прекрасному формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание):

Ø первоначальное умение видеть красоту в окружающем мире;

Ø первоначальные умения видеть красоту в поведении, поступках людей;

Ø элементарные представления об эстетических и художественных ценностях отечественной культуры;

Ø первоначальный опыт эмоционального постижения народного творчества, этнокультурных традиций, фольклора народов России;

Ø первоначальный опыт самореализации в различных видах творческой деятельности, формирование умения выражать себя в доступных видах творчества;




Полномочный представитель Президента Российской Федерации в ПФО
Портал Образование 2.0
Министерство образования Пермского края





 

© 2010 МОУ ЕСОШ
Рябчевских Д.А. :)