Еловская средняя общеобразовательная школа

Муниципальное образовательное учреждение

Образовательная программа начального общего образования

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Еловская средняя общеобразовательная школа»

Образовательная

программа

начального

общего образования

2011

Пояснительная записка

1. Информационная справка о школе.

Учредитель – администрация Еловского муниципального района Пермского края. Муниципальное общеобразовательное учреждение «Еловская средняя общеобразовательная школа» имеет лицензию А №192778 от 22 марта 2006 года и свидетельство о государственной аккредитации АА №174003 от 28 марта 2006 года.

Школа расположена в с.Елово, районном центре Еловского района. Это выгодно отличает ее от других образовательных учреждений района. Школа активно сотрудничает со всеми субъектами социокультурной среды села и является опорным центром по работе с педагогами и руководителями образовательных учреждений района.

Инновационная деятельность с 2000 года направлена на овладение педагогами современными технологиями. Система воспитательной работы в школе ориентирована на социальное партнерство. Для реализации возможностей учащихся в сфере дополнительного образования работает 16 кружков и спортивных секций, в т.ч. 6 для учащихся начальной школы.

Школа имеет полностью укомплектованный штат педагогических работников. За последние 3 года наблюдается положительная динамика образовательного уровня педагогов. 90% учителей имеют высшее образование. В начальной школе 71% - учителя высшей и первой квалификационных категорий.

В числе работающих педагогов школы награждены 52 человека. 5 педагогов школы стали победителями ПНПО. Еловская школа является школой-победителем приоритетного национального проекта «Образование».

94% учащихся и 96% родителей отмечают благоприятный психологический климат в школе и доброжелательную атмосферу. Подавляющее большинство родителей считают, что их дети учатся в хорошей школе, и удовлетворены качеством предоставляемых образовательных услуг.

Таким образом, в школе созданы условия, позволяющие на новом этапе развития решать проблемы обеспечения качества образования и его доступности.

2. Цели реализации основной образовательной программы начального общего образования.

1. Обеспечить достижение учащимися начальных классов личностных, метапредметных и предметных результатов освоения основной образовательной программы.

2. Обеспечить формирование универсальных учебных действий как в учебной, так и в личностной, коммуникативной, познавательной, регулятивной сферах, обеспечивающих способность к организации самостоятельной деятельности учащегося.

3. Обеспечить познавательную мотивацию учащихся, готовность и способность к сотрудничеству и совместной деятельности ученика с учителем, одноклассниками, сформировать основы нравственного поведения.

4. Обеспечить возможности для продолжения социально-личностного развития ребенка, появления осознанных представлений об окружающем мире, о себе, о нравственно-этических нормах общества.

5. Сформировать готовность и способность учащихся к рефлексии – важнейшему качеству, определяющему направленность на саморазвитие и реализацию творческого потенциала.

3. Принципы и подходы к формированию основной образовательной программы начального общего образования.

Основная образовательная программа (ООП) учитывает требования к образованию, которые предъявляют стандарты второго поколения. Принципиальным подходом к формированию ООП начального общего образования стал учет изменения социальной ситуации развития современных детей. Наряду со знаниевым компонентом в программном содержании обучения представлен деятельностный компонент, что позволяет установить баланс теоретической и практической составляющих содержания обучения. Определение в программе содержания тех знаний, умений и способов деятельности, которые являются надпредметными, дает возможность объединить усилия всех учебных предметов для решения общих задач обучения, что обеспечивает интеграцию в изучении разных сторон окружающего мира. ООП построена с учетом требований к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержанием учебных предметов.

Основные принципы построения программы: основные принципы дидактики; гуманизация и культуросообразность; целостность и вариативность; индивидуализация и дифференциация; преемственность; системность; открытость; творческая активность личности.

4. Состав участников образовательного процесса.

Дети (учащиеся), достигшие школьного возраста.

Педагоги, изучившие требования, предъявляемые к ООП федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС), владеющие современными технологиями обучения, ответственные за качественное образование, демонстрирующие рост профессионального мастерства.

Родители, изучившие особенности ООП, нормативные документы и локальные акты, обеспечивающие ее выполнение.

ООП реализует функцию общественного договора с родителями, предоставляет возможность родителям участвовать в работе органов государственно-общественного управления. Для реализации прав семьи и ребенка на выбор индивидуального образовательного маршрута в школе созданы условия для самореализации учащихся в соответствии с их способностями, желанием и направленностью личности.

5. Характеристика основной образовательной программы начального общего образования.

Структура соответствует ФГОС.

ООП обеспечивает: гарантию прав учащихся на образование (доступное и качественное), оптимизацию образовательного процесса ( оптимальные способы организации учебной деятельности и сотрудничества, познавательной, творческой, художественно-эстетической и коммуникативной деятельности), эффективное использование современных технологий обучения, обеспечение условий для самореализации, самоопределения личности и сохранения здоровья учащихся, использование современного материально-технического обеспечения образовательного процесса, информационное и психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса.


Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования

Целевые установки требований к результатам в соответствии с ФГОС

Планируемые результаты

Личностные результаты

Самоопределение

Смыслообразование

Морально-этическая ориентация

Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества

Сформирована внутренняя позиция на уровне положительного отношения к представителям других народов страны. Проявление эмоционально-положительного отношения и интереса к родной стране, её культуре, истории, традициям.

Заложены основы гражданской идентичности личности в форме осознания «Я - гражданин России», чувств сопричастности и гордости за Родину, народ и историю.

Сформировано осознание своей этнической принадлежности. Проявление готовности следовать основным нравственным нормам (отношение к людям, объективная оценка себя).

Становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций

Освоены и приняты идеалы равенства, социальной справедливости, разнообразия культур как демократических гражданских ценностей.

Сформированы основы внутренней мотивации

Сформированы основы гражданской идентичности в поступках и деятельности

Формирование целостного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий

Сформировано общее представление об окружающем мире в его природном, социальном, культурном многообразии и единстве

Сформирован учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу

Заложены основы устойчивых эстетических предпочтений и ориентаций на искусство как значимую сферу человеческой жизни

Формирование уважения к иному мнению, истории и культуре других народов

Понимание чувств других людей и сопереживание им

Толерантное отношение и уважение к культуре других народов

Ориентация в нравственном содержании и смысле поступков – как собственных, так и других людей

Принятие и освоение социальной роли ученика, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения

Сформирована внутренняя позиция на уровне понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов. Сформирована широкая мотивационная основа учебной деятельности

Сформирована внутренняя позиция на уровне положительного отношения к школе, понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов

Способность оценить свои поступки в позиции «Я – школьник». Предпочтение социальному способу оценки знаний

Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств

Понимание искусства как сферы человеческой жизни

Понимание и следование в деятельности нормам эстетики

Следование в поведении моральным и этическим требованиям

Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях

Адекватная оценка своих возможностей. Осознанная ответственность за общее благополучие

Умение осуществлять коллективную постановку новых целей, задач

Ориентация на нравственное содержание и смысл поступков

Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат

Установка на здоровый образ жизни и её реализация в реальном поведении и поступках

Сформирована мотивация в концепции «Здоровый человек – успешный человек»

Сформирована способоность к решению моральных дилемм на основе учёта позиций партнеров в общении

Целевые установки требований к результатам в соответствии с ФГОС

Планируемые результаты

Метапредметные редультаты

Регулятивные

Коммуникативные

Познавательные

Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиск средств ее осуществления

Умение ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем

Умение учитывать разные мнения и интересы, представлять собственную позицию

Умение осуществлять поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета

Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера

Умение преобразовывать практическую задачу в познавательную

Умение аргументировать свою позицию при выработке общего решения в совместной деятельности

Умение создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач

Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей

Способность самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале

Умение находить наиболее эффективные способы решения. Умение адекватно использовать речь и речевые средства

Владение навыком построения логических рассуждений, включающих установление причинно-следственных связей

Формирование умения понимать причины успеха/неуспеха в учебной деятельности

Умение адекватно понимать причины успеха/неуспеха в учебной деятельности

Умение осуществлять адекватную дифференцированную самооценку на основе критерия успешности реализации социальной роли «хорошего ученика»

Умение осуществлять выбор эффективных способов решения поставленной задачи с ориентиром на ситуацию успеха

Освоение начальных форм познавательной т личностной рефлексии

Умение оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки

Понимание разных мнений и подходов к решению проблемы

Понимание причин своего успеха/неуспеха

Активное использование речевых средств и средств ИКТ для решения коммуникативных и познавательных задач

Умение планировать действие в соответствии с поставленной задачей. Умение систематизировать подобранные информационные материалы в виде схемы

Умение продуктивно разрешать конфликт на основе учета интересов и позиций всех его участников

Умение осуществлять анализ объектов. Умение осуществлять синтез как составление целого из частей

Готовность слушать и вести диалог; признавать возможность существования различных точек зрения

Проявление познавательной инициативы в учебном сотрудничестве

Готовность принимать различные точки зрения. Умение формулировать собственное мнение

Умение строить простые рассуждения об объекте, его строении, свойствах и связях

Целевые установки требований к результатам в соответствии с ФГОС

Планируемые результаты

Предметные результаты

Русский язык

Формирование первоначальных представлений о языке

Освоил первоначальные знания о системе русского языка.

Владеет элементарными способами анализа изучаемых явлений языка.

Имеет представление о языковом многообразии.

Понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление культуры

Выражает свои мысли в связном повествовании.

Осознает язык как основное средство человеческого общения и явление национальной культуры

Овладение первоначальными представлениями о нормах русского языка и правилах речевого этикета

Соблюдает нормы русского литературного языка в собственной речи.

Умеет пользоваться правилами орфоэпии и орфографии.

Владеет навыком правильного словоупотребления в прямом и переносном значении.

Овладение действиями с языковыми единицами

Обладает коммуникативными умениям в говорении, чтении и письме.

Умеет выбирать слова из ряда предложенных для решения коммуникативной задачи

Литературное чтение

Понимание литературы как явления национальной и мировой культуры

Воспринимает художественную литературу как вид искусства.

Имеет первичные навыки работы с информацией.

Имеет представление о культурно-историческом наследии России.

Осознание значимости чтения для личного развития; формирование этических представлений

Готов к дальнейшему обучению, достижению необходимого уровня читательской компетентности, речевого развития.

Владеет УУД, отражающими учебную самостоятельность и познавательные интересы

Понимание цели чтения, использование разных видов чтения

Может самостоятельно выбирать интересующую литературу.

Умеет пользоваться словарям и справочниками.

Осознает себя как грамотного читателя, способного к творческой деятельности

Достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития

Может вести диалог в различных коммуникативных ситуациях, соблюдает правила речевого этикета, способен участвовать в диалоге при обсуждении произведений.

Умеет декламировать стихотворные произведения.

Умеет выступать перед знакомой аудиторией с небольшими сообщениями, используя иллюстративный ряд (плакаты, презентации).

Обладает приемами поиска нужной информации.

Владеет алгоритмами основных учебных действий по анализу художественных произведений.

Иностранный язык

Приобретение начальных навыков общения в устной и письменной форме с носителями иностранного языка

Владеет элементарными коммуникативными умениями в говорении, чтении и письме.

Умеет строить диалоговую речь на основе своих речевых возможностей.

Умеет строить монологическую речь (передавать основное содержание текста, пересказывать его), строить сообщения на предложенную тему, адекватно отвечать на вопросы, выделять главную мысль

Освоение начальных лингвистических представлений, необходимых для овладения на элементарном уровне устной и письменной речи

Умеет пользоваться словарями для расширения лингвистических знаний и кругозора.

Обладает навыками участия в диалогах: этикетном, диалоге-расспросе, диалоге-побуждении.

Умеет оперировать в процессе общения активной лексикой в соответствии с коммуникативной задачей

Сформированность толерантности к носителям другого языка

Владеет правилами речевого и неречевого поведения со сверстниками другой языковой среды и другой культуры

Математика

Использование начальных математических знаний для описания объяснения окружающих предметов

Освоил основы математических знаний, умеет сравнивать и упорядочивать объекты по разным математически требованиям.

Умеет устанавливать пространственные отношения между предметами, распознавать и изображать геометрические фигуры

Овладение основами логического и алгоритмического мышления, пространственного воображения

Владеет умениями моделирующей деятельности (работать с доступными предметными, знаковыми, графическими моделями; создавать простейшие модели).

Приобрел информационно-технологические умения (элементарный поиск, обработка, преобразование информации; представление (использование) ее в разных видах и формах).

Умеет составлять простейшие алгоритмы

Приобретение начального опыта применения математических знаний

Освоил основы математических знаний (сравнение и упорядочивание объектов).

Умеет применять практические решения на основе прочитанного задания

Умение выполнять устно и письменно арифметические действия, исследовать, распознавать и изображать геометрические фигуры

Владеет умениями устного счета, коммуникативными навыками.

Умеет проводить проверку правильности вычислений разными способами.

Умеет представлять, анализировать и интерпретировать данные таблиц и диаграмм

Окружающий мир

Понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия , победы

Различает государственную символику РФ, умеет описывать достопримечательности столицы, Пермского края, родного села и его окрестностей.

Проявляет эмоционально-положительное отношение и интерес к родной стране, ее культуре, истории, традициям.

Умеет оценивать характер взаимоотношений людей в различных социальных ситуациях

Сформированность уважительного отношения к своей стране, родному краю, своей семье, истории, культуре страны

Различает прошлое, настоящее и будущее.

Ориентируется в важнейших для страны и личности событиях и фактах прошлого и настоящего.

Умеет находить факты, относящиеся к образу жизни, обычаям и верованиям наших предков, используя дополнительные источники информации

Осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил поведения

Освоил основы экологической и культурологической грамотности.

Соблюдает правила поведения в мире природы и людей.

Освоил элементарные нормы адекватного природо- и культуросообразного поведения в окружающей природной и социальной среде.

Знает правила ЗОЖ

Освоение доступных способов изучения природы и общества

Владеет элементарными способами изучения природы и общества.

Умеет проводить наблюдения в природе, ставить опыты

Развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи

Умеет видеть и понимать некоторые причинно-следственные связи в окружающем мире.

Умеет фиксировать результаты наблюдений или опыта в предложенной форме (словесное описание, таблица, условные обозначения)

Духовная культура народов России

Формирование первоначальных представлений о светской этике, об отечественных традиционных религиях

Имеет представления о национальном составе народов мира, разнообразии мировых религий и общечеловеческих ценностях независимо от этнокультуры.

Является носителем естественной толерантности в поликультурной среде школы.

Соблюдает нормы поведения, принятые в современном обществе

Изобразительное искусство

Сформированность первоначальных представлений о роли искусства в жизни человека

Обладает чувством прекрасного и эстетического на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой.

Умеет оценивать произведения искусства и эстетической точки зрения и на уровне эмоционального восприятия

Овладение практическими умениями и навыками в восприятии, анализе и оценке произведений искусства

Владеет навыком изображения многофигурных композиций на значимые жизненные темы и обладает опытом участия в коллективных работах на эти темы.

Умеет изобразить пейзаж, натюрморт, портрет, выражая к ним свое эмоциональное отношение.

Овладение элементарными практическими умениями и навыками в различных видах художественной деятельности

Умеет различать виды художественной деятельности (рисунок, живопись, скульптура, художественно конструирование, дизайн, декоративно-прикладное искусство).

Обладает опытом участия в художественной творческой деятельности

Музыка

Сформированность представлений о роли музыки

Владеет основами музыкальной культуры.

Обладает основами художественного вкуса

Сформированность основ музыкальной культуры деятельности

Проявляет интерес к народной музыке, творчеству родного края.

Умеет ориентироваться в музыкальном поэтическом творчестве, в многообразии музыкального фольклора России.

Умеет сопоставлять различные образцы народной и профессиональной музыки

Умение воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальному произведению

Умеет воспринимать музыку различных жанров, размышлять о музыкальных произведениях как способе выражения чувств и мыслей человека, эмоционально, эстетически откликаться на искусство, выражая свое отношение к нему в различных видах музыкальной деятельности

Использование музыкальных образов при создании музыкальных композиций

Может осуществлять собственные музыкально-исполнительские замыслы.

Умеет организовать культурный досуг, самостоятельную творческую деятельность.

Умеет музицировать

Технология

Получение первоначальных представлений о значении труда в жизни человека

Уважительно относится к труду людей.

Понимает культурно-историческую ценность традиций, отраженных в предметном мире

Усвоение первоначальных представлений о материальной культуре

Знает общие правила создания предметов рукотворного мира (соответствие изделия обстановке, удобство, прочность, эстетическая выразительность) и умеет руководствоваться ими в своей продуктивной деятельности

Приобретение навыков самообслуживания; овладение технологическими приемами ручной обработки материалов, усвоение правил ТБ

На основе полученных представлений о многообразии материалов, их видах, свойствах, происхождении, практическом применении в жизни умеет осознанно подбирать доступные в обработке материалы для изделий по декоративно-художественным и конструктивным свойствам в соответствии с поставленной задачей.

Знает правила ТБ

Использование приобретенных знаний и умений для творческого решения несложных конструкторских задач

Умеет изготавливать несложные конструкции изделий по рисунку, простейшему чертежу или эскизу, образцу и доступным заданным условиям.

Умеет делать развертку заданной конструкции.

Умеет изготавливать заданную конструкцию

Физическая культура

Формирование первоначальных представлений о значении физической культуры

Ориентируется в понятиях «физическая культура», «режим дня», «физическая подготовка».

Понимает положительное влияние физической культуры на физическое и личностное развитие

Овладение умениями организовывать здоровьесберегающую жизнедеятельность

Владеет знаниями о роли и значении режима дня в сохранении и укреплении здоровья.

Умеет подбирать и выполнять комплексы упражнений для утренней зарядки и физкультминуток в соответствии с изученными правилами.

Умеет определять дозировку и последовательность выполнения упражнений

Формирование навыка систематического наблюдения за своим физическим состоянием

Выполняет упражнения по коррекции и профилактике нарушения зрения и осанки.

Умеет выполнять упражнения на развитие физических качеств.

Умеет оценивать величину нагрузки по частоте пульса

Учебный план

Учебный план МОУ «Еловская средняя общеобразовательная школа» построен на основе ФГОС второго поколения и обеспечивает его реализацию.

Предметная область

Учебные предметы

1 класс

2 класс

3 класс

4 класс

Всего

Инвариантная часть

Количество часов в неделю

Филология

Русский язык

5

Литературное чтение

4

Математика и информатика

Математика

4

Обществознание

Естествознание

Окружающий мир

2

Искусство

Музыка

1

ИЗО

1

Технология

Технология

1

Физическая культура

Физическая культура

3

Итого

19

Учебный план дополняется системой внеурочной работы, имеющей пять направлений:

1. Спортивно-оздоровительное призвано пропагандировать здоровый образ жизни и сохранять состояние здоровья детей и педагогов.

2. Художественно-эстетическое направлено на расширение общего и художественного кругозора учащихся, обогащение эстетических чувств и развитие у школьников художественного вкуса.

3. Духовно-нравственное и патриотическое

4. Научно-познавательное. Проектная деятельность.

5. Общественно-полезная деятельность призвана сформировать у учащихся способность и готовность к социально-преобразующей добровольческой деятельности, в т.ч. и в экологической сфере.




Полномочный представитель Президента Российской Федерации в ПФО
Портал Образование 2.0
Министерство образования Пермского края





 

© 2010 МОУ ЕСОШ
Рябчевских Д.А. :)