Программа коррекционной работы
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Еловская средняя общеобразовательная школа»
«Утверждаю»
Директор
МОУ «Еловская СОШ»
Л.В. Пьянова
__________ 2011 г.
«Согласовано»
«___»________2011г.
Зам. директора по УВР
МОУ «Еловская СОШ»
___________ Кужлева Е.В.
«Рассмотрено»
на методическом совете
МОУ «Еловская СОШ»
Протокол № ___ от « __»_____2011г.
Секретарь методсовета _______________
ПРОГРАММА
КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ
Программу разработали: психолог Старосельцева Л.Г., социальный педагог Шляпина Н.В.
Руководитель научно-методического сопровождения: Кужлева Е.В., заместитель директора по УВР
Елово
2011 год
Программа коррекционной работы разработана в соответствии с требованиями Закона «Об образовании», Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции УМК «Школа России».
Программа коррекционной работы направлена на создание системы комплексной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья (детям-инвалидам и детям, имеющим временные или постоянные отклонения в физическом и (или) психическом развитии) в освоении основной образовательной программы начального общего образования, коррекцию недостатков в физическом и (или) психическом развитии обучающихся, их социальную адаптацию.
Программой предусматриваются такие формы обучения, как обучение в общеобразовательном классе и обучение по индивидуальной программе с использованием надомной и (или) дистанционной формы обучения.
Задачи программы:
· своевременное выявление детей с трудностями адаптации, обусловленными ограниченными возможностями здоровья;
· определение особых образовательных потребностей детей с ограниченными возможностями здоровья, детей инвалидов;
· определение особенностей организации образовательного процесса для рассматриваемой категории детей в соответствии с индивидуальными особенностями каждого ребёнка, структурой нарушения развития и степенью его выраженности;
· создание условий, способствующих освоению детьми с ограниченными возможностями здоровья основной образовательной программы начального общего образования и их интеграции в образовательном учреждении;
· осуществление индивидуально-ориентированной психолого-медико-педагогической помощи детям с ограниченными возможностями здоровья с учётом особенностей психического и (или) физического развития, индивидуальных возможностей детей (в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии);
· разработка и реализация индивидуальных планов сопровождения, организация индивидуальных и (или) групповых занятий для детей с выраженным нарушением в физическом и(или) психическом развитии;
· обеспечение возможности обучения и воспитания по дополнительным образовательным программам и получения дополнительных образовательных коррекционных услуг;
· реализация системы мероприятий по социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья;
· оказание консультативной и методической помощи родителям (законным представителям) детей с ограниченными возможностями здоровья по медицинским, социальным, правовым и другим вопросам.
Категория детей, подлежащих обучению по коррекционной программе:
• соматически ослабленные: часто болеющие, имеющие тяжелые хронические заболевания;
• психологически неготовые к школьному обучению;
• социально запущенные;
• с низкими адаптационными возможностями и др.
Одним из основных механизмов реализации коррекционной работы является оптимально выстроенное взаимодействие всех специалистов образовательного учреждения, обеспечивающее системное сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья.
Психолого-педагогическое сопровождение обучения и воспитания детей
Направления и задачи |
Показатели отслеживания, психодиагностика |
сроки |
ответственный |
результат | ||||
Преемственность с детскими садами | ||||||||
Знакомство с общеобразовательными программами д/садов |
д/сад № 1,4 «Радуга», д/сад №3 «Детство» |
Апрель, май |
Учителя будущих первоклассников |
| ||||
Диагностика психологической готовности воспитанников к школьному обучению |
Л.А.Ясюкова «Готовность к школе», ИМАТОН |
Март, апрель |
Психологи д/садов |
Определение уровня психологической готовности учащихся к обучению | ||||
Комплектование 1-х классов |
На основании психологического обследования с учетом межличностных отношений |
Апрель-август |
Воспитатели, психологи, завуч школы |
Равносильные классы | ||||
Родительские собрания в д/саду |
|
апрель |
Воспитатели, администрация школы |
| ||||
Круглый стол (на базе д/сада) |
Первые результаты начального этапа адаптации, результаты мониторинга |
Октябрь, ноябрь |
|
Соответствие модели выпускника д/сада модели первоклассника | ||||
Знакомство с речевыми картами детей поступающих в первый класс |
Логопедическое обследование детей с учетом клинико-педагогической классификации дефектов речи |
Август-сентябрь |
Логопеды ДОУ, школьный логопед |
Определение уровня речевого развития детей, поступающих в первый класс | ||||
Социально-психологическая адаптация | ||||||||
Составление психологических карт, речевых карт, социальных паспортов 1-х классов |
Н.М. Трубникова «Обследование речи детей» Г.А.Волкова «Методика психолого-логопедического обследования детей с нарушениями речи» |
сентябрь |
Психолог, логопед, соц.педагог |
Уровень определения подготовки к школе | ||||
Мониторинг психологического обследования |
|
Сентябрь, октябрь |
Учителя, шк.психолог, администрация школы |
Рекомендации родителям | ||||
Психологическое и логопедическое просвещение по проблемам, связанными с адаптацией к школе |
|
сентябрь |
Психолог логопед |
Рекомендации родителям педагогам | ||||
Психологическая диагностика
|
1.социально-психологическая адаптация (по Александровской) 2.Сформированность учебной мотивации (Лусканова) 3.Теппинг-тест умственной работоспособности |
Октябрь Ноябрь Декабрь Декабрь
Мони- торинг в конце каждой четвер- ти |
психолог |
Выявление дезадаптированных учащихся, учащихся с ОВЗ | ||||
Логопедическое обследование |
Н.М. Трубникова «Обследование речи детей» Г.А.Волкова «Методика психолого-логопедического обследования детей с нарушениями речи» |
Сентябрь май |
логопед |
Выявление детей с речевыми нарушениями Заполнение речевых карт. | ||||
Индивидуальное консультирование родителей и педагогов |
Открытые логопедические занятия, семинары-практикумы, оформление специальных стендов. |
В течение года |
психолог соц.педагог логопед |
Рекомендации родителям и педагогам | ||||
Коррекционно-развивающие логопедические и психологические занятия |
«Психологическая азбука» З.А.Репина «Уроки логопедии» Е.А.Екжанова «Эффективная коррекция для первоклассников» |
В течение года |
Психолог логопед |
Исправление дефектов письменной и устной речи | ||||
Подготовка и проведение школьного ПМПк, направление на районную ПМПК |
Обследование учащихся узкими специалистами |
Декабрь май |
Члены ПМПК |
Логопедическое заключение | ||||
Педконсилиум |
Посещение уроков, анкетирование родителей, результаты диагностики
|
январь |
учителя 1-х классов, узкие специалисты и администрация школы |
Справка по выявлению причин отклонений в поведении и обучении детей, затрудняющих их социально-психологическую адаптацию | ||||
Повторная диагностика дезадаптированных учащихся и 2-го года обучения в 1-м классе |
Ясюкова, Векслер Г.А.Волкова «Методика психолого-логопедического обследования детей с нарушениями речи.
|
Апрель-май |
Психолог логопед |
Определение образовательного маршрута | ||||
Психолого-медико-педагогическое сопровождение учащихся с ограниченными возможностями здоровья | ||||||||
Составление индивидуального плана сопровождения |
Перспективное планирования |
Сентябрь, октябрь |
Психолог Соц.педагог логопед |
Речевые карты на каждого учащегося | ||||
Реализация ИПС |
Индивидуальные и групповые занятия |
Ноябрь-апрель |
Психолог Соц.педагог логопед |
| ||||
Повторная диагностика |
Ясюкова, Векслер Г.А.Волкова «Методика психолого-логопедического обследования детей с нарушениями речи.
|
Апрель-май |
Психолог логопед |
Определение дальнейшего образовательного маршрута | ||||