Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Еловская средняя общеобразовательная школа»
«Утверждаю»
Директор
МОУ «Еловская СОШ»
Л.В. Пьянова
__________ 2011 г.
«Согласовано»
«___»________2011г.
Зам. директора по УВР
МОУ «Еловская СОШ»
___________ Кужлева Е.В.
«Рассмотрено»
на методическом совете
МОУ «Еловская СОШ»
Протокол № ___ от « __»_____2011г.
Секретарь методсовета _______________
Программа формирования культуры здорового
и безопасного образа жизни
ЗДОРОВЬЕ
И ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ
УМК «Школа России»
Программа разработана рабочей группой МОУ «ЕСОШ»
Руководитель Кужлева Е.В., заместитель директора по УВР
Елово
2011 год
Нормативно-правовая и документальная основа Программы
· Закон Российской Федерации «Об образовании»;
· ФГОС НОО;
· СанПиН, 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в ОУ» (Постановление главного государственного санитарного врача от 29.12.2010, №182);
· Гигиенические требования к условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования (
· Концепция УМК «Школа России».
· Устав МОУ «ЕСОШ».
· Подпрограмма «Здоровье» Программы развития школы
Основные цели и задачи Программы
Цель: сохранение и укрепление здоровья участников образовательного процесса.
Задачи: развитие представления учащихся о ценности здоровья и здорового образа жизни, привлечение школьников к спортивным и физкультурно-оздоровительным занятиям, повышение качества физической подготовки учащихся, расширение использования здоровьесберегающих технологий в учебно-воспитательном процессе.
Направления реализации программы
1. Создание здоровьесберегающей инфраструктур образовательного учреждения.
В школьном здании созданы необходимые условия для сбережения здоровья учащихся. Все школьные помещения соответствуют санитарным и гигиеническим нормам, нормам пожарной безопасности, требованиям охраны здоровья и охраны труда обучающихся.
Школа располагает большим и уютным помещением столовой на 200 посадочных мест, что позволяет персоналу из 7 человек успешно справляться с пиковыми нагрузками во время школьных перемен. Организацию питания осуществляет частный предприниматель Федянина С.А.. Питание предоставляется учащимся 1-11 классов, группам продленного дня, учителям. Всего питаются около 700 человек.
Время питания учащихся старших и младших классов, а также групп продленного дня (ГПД), установлено расписанием, которое соответствует учебной нагрузке в определенный день недели.
Завтраки
Перемена |
Время |
Столовая |
Буфет |
2-ая |
10.45-11.05 |
1-3 кл. |
|
3-я |
11.50-12.10 |
5-7 кл. |
8-11 кл. |
4-ая |
12.55-13.10 |
8-11 кл. |
5-7 кл. |
Обеды
Перемена |
Время |
Столовая |
Буфет |
5-ая |
13.55-14.05 |
ГПД |
8-11 кл. |
6-ая |
15.50-15.05 |
4 кл. |
|
Ежедневно в столовой до 15:30 работает буфет, где постоянно продается "выпечка" собственного производства, соки, минеральная вода.
Дети из малообеспеченных семей завтракают бесплатно.
В соответствии с требованиями СанПиН разрабатывается недельное меню для младших и старших школьников, питающихся организованно и по предварительному заказу.
Меню школьника составлено из продуктов, поставляемых в школу сетью окружных предприятий школьного питания.
Меню, предлагаемое в школьной столовой, отличается разнообразием блюд и содержит весь необходимый по калорийности и содержанию витаминов набор продуктов для детского питания.
Примерное меню
День: понедельник Неделя: вторая Сезон: осенне-зимний
Возрастная категория: с7до 11 лет Прием пищи: завтрак
Наименование блюда |
Вес порции (г) |
Пищевые вещества (г) |
Энергетич. Ценность (ккал) |
Витамины (мг) |
Минеральные в-ва (мг) | ||||||||
Б |
Ж |
У |
B |
C |
A |
E |
Ca |
P |
Mg |
Fe | |||
Суфле из кур |
112 |
36,98 |
42,83 |
2,51 |
543,39 |
0,17 |
1,82 |
0,26 |
1.23 |
71,76 |
370,05 |
39,48 |
3,54 |
Капуста тушеная |
150 |
3,93 |
4,85 |
20,18 |
130,74 |
0,08 |
51,17 |
0,15 |
0.30 |
86,21 |
71,76 |
29,73 |
1.37 |
Мандарин |
80 |
0,40 |
0,40 |
10,40 |
45,0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
9,90 |
18,48 |
0 |
0,03 |
Напиток из шиповника |
200 |
0,68 |
0 |
21,01 |
46.87 |
0,01 |
130.0 |
0,09 |
0,34 |
6,05 |
1,60 |
1,60 |
0,31 |
Хлеб «Обеденный» |
33 |
2,63 |
0,20 |
14,87 |
73,73 |
|
|
|
|
|
|
|
|
Итого |
|
|
|
|
839,73 |
|
|
|
|
|
|
|
|
Меню согласовывается с директором школы, утверждается начальником Южного территориального отдела Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.
Физическое воспитание и двигательная активность обучающихся
В учебном плане школы учебный предмет Физическая культура представлен в полном объеме: 3 недельных часа (2 часа инвариантной части и 1 час регионального компонента) во 2-11 классах, 2 часа в 1-х классах. Для занятий физкультурой оборудованы два спортивных зала, гимнастический зал, новый современный стадион с искусственным покрытием, беговыми дорожками, площадками для занятий баскетболом и волейболом, гимнастической площадкой и прыжковой ямой.
На уроках учителя совместно с учащимися проводят физминутки. Для первоклассников в школьном расписании ежедневно предусмотрена динамическая пауза 40 минут, а на уроках - две физминутки. Во время дежурства старшеклассниками для учащихся начальной школы в перемены организуются подвижные игры.
Учителями физкультуры (4 человека) ежегодно организуются и проводятся занятия спортивных секций: волейбольной, лыжной, туристической, «Юный патриот». В них регулярно занимаются до 20% учащихся школы. В 2010 году 44% учащихся занимаются в спортивных, тренажерных, танцевальных залах в учреждениях дополнительного образования. По сравнению с 2009 годом количество занятых спортивной деятельностью увеличилось на 8%.
Спортивные соревнования проходят по всем параллелям: осенний кросс, волейбол, лыжные гонки, прыжки в высоту, шашки, шахматы, лапта, «Веселые старты», биатлон, футбол. Всего за 2009-2010 учебный год проведено 15 спортивных соревнований. Каждый ученик школы участвовал в них в среднем 4 раза.
Традиционными стали общешкольные мероприятия:
Общешкольные мероприятия |
1-4 классы |
День здоровья (фото) |
+ |
Единые классные часы к международному дню борьбы со СПИДом, международному дню отказа от курения |
+ |
Лыжня России (фото) |
+ |
Вперёд мальчишки |
+ |
Мероприятия ко всемирному Дню здоровья |
+ |
Тропа разведчика |
|
Спортивный праздник |
+ |
Зарница во время летней оздоровительной компании |
+ |
Работа спортивно туристического лагеря «Азимут» |
|
Спортивная группа в лагере с дневным пребыванием «Открываем острова» |
+ |
Школьная спартакиада |
+ |
Школьный конкурс «Спортивный класс года» |
+ ( со 2 класса) |
Занесение лучших спортсменов на Доску почёта «Лидеры спорта» |
+ |
Радиопередачи к датам всемирного календаря ВОЗ |
+ |
Медицинское обслуживание в школе
Медицинское обслуживание осуществляет медсестра ЦРБ в оборудованном кабинете. В 2010 году получена лицензия на оказание доврачебной помощи.
Цель работы медицинского кабинета – укрепление и сохранение здоровья учащихся и профилактика инфекционных заболеваний.
Организация санитарно-гигиенического и противоэпидемического режимов направлены на предотвращение неблагоприятного воздействия на организм обучающихся вредных факторов и условий, сопровождающих их учебную деятельность. В классах во время перемен проводится сквозное проветривание, в коридорах после перемен – влажная уборка. Влажная уборка в кабинетах проводится с моющимися средствами ежедневно после окончания уроков. Систематически проводятся генеральные уборки в кабинетах, мастерских, спортивных залах.
Медицинские осмотры детей проводятся ежегодно с марта по май. К медицинскому осмотру детей взвешивают, определяют рост, измеряется АД ребенка.
В сентябре результаты медицинского осмотра выносятся в классный журнал в листок здоровья.
Итоги родителям сообщаются через классного руководителя.
Ежемесячно ведется учет по справкам заболеваемости учащихся.
В школе используются дополнительные формы оздоровления и повышения иммунитета. В школьной столовой периодично готовятся фиточаи, витаминизированные напитки из шиповника, клюквы. В начале I-го и с середины II-го полугодия в первые и вторые блюда добавляется свежая зелень (лук, укроп, петрушка). Во время эпидемии гриппа предлагаются дольки чеснока. Во время летних каникул дети оздоравливаются на детских оздоровительных площадках и в лагерях.
Медицинский работник активно участвует в гигиеническом воспитании учащихся.
Эффективное функционирование созданной здоровьсберегающей инфраструктуры в школе поддерживает квалифицированный состав специалистов: психолог, учитель-логопед, учителя физической культуры, педаог-валеолог.
2. Использование возможностей УМК «Школа России» в образовательном процессе.
Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни средствами урочной деятельности может быть реализована с помощью предметов УМК «Школа России».
Система учебников «Школа России» формирует установку школьников на безопасный, здоровый образ жизни. С этой целью предусмотрены соответствующие разделы и темы. Их содержание направлено на обсуждение с детьми проблем, связанных с безопасностью жизни, укреплением собственного физического, нравственного и духовного здоровья, активным отдыхом.
В курсе «Окружающий мир» — это разделы: «Здоровье и безопасность», «Мы и наше здоровье», «Наша безопасность», «Как устроен мир», «Путешествия» (и учебный проект «Путешествуем без опасности»), «Чему учит экономика» и др. и темы: «Что вокруг нас может быть опасным?», «Зачем мы спим ночью?», «Почему нужно есть много овощей и фруктов?», «Почему нужно чистить зубы и мыть руки?», «Почему в автомобиле и поезде нужно соблюдать правила безопасности?», «Почему на корабле и в самолете нужно соблюдать правила безопасности?».
В курсе «Технология» при первом знакомстве с каждым инструментом или приспособлением в учебниках обязательно вводятся правила безопасной работы с ним. В учебнике 1 класса в разделе «Человек и информация» показаны важные для безопасного передвижения по улицам и дорогам знаки дорожного движения, а также таблица с важнейшими номерами телефонов, которые могут потребоваться ребенку в критической ситуации.
В курсе «Английский язык» в учебниках “English 2—4” содержится достаточное количество информации, направленной на воспитание ценностного отношения к своему здоровью, здоровью близких и окружающих людей, на развитие интереса к прогулкам на природе (Have you ever been on a picnic? (3 кл.), подвижным играм (We like playing games), участию в спортивных соревнованиях (Расспросите друг друга о том, какие виды спорта или игры удаются вам лучше других. (2 кл.).
Учащиеся приобретают первоначальные представления о роли физической культуры, знакомятся с понятием «Олимпийские игры», с символами и талисманами летних и зимних Олимпийских игр (My favourite mascot. Кого бы вы хотели видеть в роли талисмана Олимпийских игр, которые будут проходить в России, в городе Сочи? (2 кл.). Олимпийские игры бывают летними и зимними. Какие из представленных ниже видов спорта летние, а какие зимние? (2 кл.).
В курсе «Физическая культура» весь материал учебника (1-4 кл.) способствует выработке установки на безопасный, здоровый образ жизни. На это ориентированы все разделы книги, но особенно, те, в которых сообщаются сведения по освоению и соблюдению режима дня, личной гигиены, закаливания, приема пищи и питательных веществ, воды и питьевого режима, необходимости оказания первой помощи при травмах.
Задача формирования бережного, уважительного, сознательного отношения к материальным и духовным ценностям решается средствами всей системы учебников «Школа России», в течение всего учебно-воспитательного процесса.
3. Рациональная организация учебной и внеучебной деятельности обучающихся.
Сохранение и укрепление здоровья учащихся средствами рациональной организации их деятельности достигается благодаря систематической работы педагогического коллектива над вопросами повышения эффективности учебного процесса, снижения функционального напряжения и утомления детей, создания условий для снятия перегрузки, нормального чередования труда и отдыха.
Организация образовательного процесса строится с учетом гигиенических норм и требований к организации и объёму учебной и внеучебной нагрузки (выполнение домашних заданий, занятия в кружках и спортивных секциях).
Педагогический коллектив учитывает в образовательной деятельности индивидуальные особенности развития учащихся: темпа развития и темп деятельности. В используемой в школе системе учебников «Школа России» учтены психологические и возрастные особенности младших школьников, различные учебные возможности детей. В этой связи и для достижения указанных личностных результатов в учебниках всех предметных линий представлены разнообразные упражнения, задачи и задания, обучающие игры, ребусы, загадки, которые сопровождаются красочными иллюстрациями, способствующими повышению мотивации обучающихся, учитывающими переход детей младшего школьного возраста от игровой деятельности (ведущего вида деятельности в дошкольном возрасте) к учебной.
4. Просветительская работа с родителями (законными представителями).
Самые первые социальные партнёры - родители. Родители активно вовлекаются в работу по пропаганде ЗОЖ. В школе разработана подпрограмма «Семья», которая направлена на психолого-педагогическое просвещение родителей. Разработаны практические рекомендации для работы классных руководителей.
Семья всегда была и остаётся главным партнёром школы в вопросах воспитания детей. На уровне классных коллективов традиционно проходят родительские собрания, на которые приглашаются специалисты в области медицины, права, психологии, логопедии. Новой и эффективной формой взаимодействия с родителями стали педагогические гостиные: «Здоровьесберегающие технологи на уроках и во внеурочное время» - 3 классы, «Адаптация учащихся 1-х классов» - 1классы. Новыми формами работы с родителями можно назвать семейные мероприятия: проводы Масленицы, Новый год на природе, «Спортивная семейная эстафета», поход в зимний лес, совместные выходы (родители-дети) на каток, большой популярностью становятся выходы на природу в зимнее время с родителями не только в начальной школе, но и у старшеклассников.
5. Ожидаемые результаты реализации программы
Выпускник начальной школы имеет мотивацию к занятию физкультурой и спортом, сохранению своего здоровья, обладает первоначальными гигиеническими навыками и знаниями физиологии и гигиены своего тела.
Перечень программных мероприятий представлен в Приложении.