Еловская средняя общеобразовательная школа

Муниципальное образовательное учреждение

Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Еловская средняя общеобразовательная школа»

«Утверждаю»

Директор

МОУ «Еловская СОШ»

Л.В. Пьянова

__________ 2011 г.

«Согласовано»

«___»________2011г.

Зам. директора по УВР

МОУ «Еловская СОШ»

___________ Кужлева Е.В.

«Рассмотрено»

на методическом совете

МОУ «Еловская СОШ»

Протокол № ___ от « __»_____2011г.

Секретарь методсовета _______________

Программа формирования культуры здорового

и безопасного образа жизни

ЗДОРОВЬЕ

И ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ

УМК «Школа России»

Программа разработана рабочей группой МОУ «ЕСОШ»

Руководитель Кужлева Е.В., заместитель директора по УВР

Елово

2011 год

Нормативно-правовая и документальная основа Программы

· Закон Российской Федерации «Об образовании»;

· ФГОС НОО;

· СанПиН, 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в ОУ» (Постановление главного государственного санитарного врача от 29.12.2010, №182);

· Гигиенические требования к условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования (2009 г.);

· Концепция УМК «Школа России».

· Устав МОУ «ЕСОШ».

· Подпрограмма «Здоровье» Программы развития школы

Основные цели и задачи Программы

Цель: сохранение и укрепление здоровья участников образовательного процесса.

Задачи: развитие представления учащихся о ценности здоровья и здорового образа жизни, привлечение школьников к спортивным и физкультурно-оздоровительным занятиям, повышение качества физической подготовки учащихся, расширение использования здоровьесберегающих технологий в учебно-воспитательном процессе.

Направления реализации программы

1. Создание здоровьесберегающей инфраструктур образовательного учреждения.

В школьном здании созданы необходимые условия для сбережения здоровья учащихся. Все школьные помещения соответствуют санитарным и гигиеническим нормам, нормам пожарной безопасности, требованиям охраны здоровья и охраны труда обучающихся.

Школа располагает большим и уютным помещением столовой на 200 посадочных мест, что позволяет персоналу из 7 человек успешно справляться с пиковыми нагрузками во время школьных перемен. Организацию питания осуществляет частный предприниматель Федянина С.А.. Питание предоставляется учащимся 1-11 классов, группам продленного дня, учителям. Всего питаются около 700 человек.

Время питания учащихся старших и младших классов, а также групп продленного дня (ГПД), установлено расписанием, которое соответствует учебной нагрузке в определенный день недели.

Завтраки

Перемена

Время

Столовая

Буфет

2-ая

10.45-11.05

1-3 кл.

3-я

11.50-12.10

5-7 кл.

8-11 кл.

4-ая

12.55-13.10

8-11 кл.

5-7 кл.

Обеды

Перемена

Время

Столовая

Буфет

5-ая

13.55-14.05

ГПД

8-11 кл.

6-ая

15.50-15.05

4 кл.

Ежедневно в столовой до 15:30 работает буфет, где постоянно продается "выпечка" собственного производства, соки, минеральная вода.

Дети из малообеспеченных семей завтракают бесплатно.

В соответствии с требованиями СанПиН разрабатывается недельное меню для младших и старших школьников, питающихся организованно и по предварительному заказу.

Меню школьника составлено из продуктов, поставляемых в школу сетью окружных предприятий школьного питания.

Меню, предлагаемое в школьной столовой, отличается разнообразием блюд и содержит весь необходимый по калорийности и содержанию витаминов набор продуктов для детского питания.

Примерное меню

День: понедельник Неделя: вторая Сезон: осенне-зимний

Возрастная категория: с7до 11 лет Прием пищи: завтрак

Наименование блюда

Вес порции (г)

Пищевые вещества (г)

Энергетич. Ценность (ккал)

Витамины (мг)

Минеральные в-ва (мг)

Б

Ж

У

B

C

A

E

Ca

P

Mg

Fe

Суфле из кур

112

36,98

42,83

2,51

543,39

0,17

1,82

0,26

1.23

71,76

370,05

39,48

3,54

Капуста тушеная

150

3,93

4,85

20,18

130,74

0,08

51,17

0,15

0.30

86,21

71,76

29,73

1.37

Мандарин

80

0,40

0,40

10,40

45,0

0

0

0

0

9,90

18,48

0

0,03

Напиток из шиповника

200

0,68

0

21,01

46.87

0,01

130.0

0,09

0,34

6,05

1,60

1,60

0,31

Хлеб «Обеденный»

33

2,63

0,20

14,87

73,73

Итого

839,73

Меню согласовывается с директором школы, утверждается начальником Южного территориального отдела Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.

Физическое воспитание и двигательная активность обучающихся

В учебном плане школы учебный предмет Физическая культура представлен в полном объеме: 3 недельных часа (2 часа инвариантной части и 1 час регионального компонента) во 2-11 классах, 2 часа в 1-х классах. Для занятий физкультурой оборудованы два спортивных зала, гимнастический зал, новый современный стадион с искусственным покрытием, беговыми дорожками, площадками для занятий баскетболом и волейболом, гимнастической площадкой и прыжковой ямой.

На уроках учителя совместно с учащимися проводят физминутки. Для первоклассников в школьном расписании ежедневно предусмотрена динамическая пауза 40 минут, а на уроках - две физминутки. Во время дежурства старшеклассниками для учащихся начальной школы в перемены организуются подвижные игры.

Учителями физкультуры (4 человека) ежегодно организуются и проводятся занятия спортивных секций: волейбольной, лыжной, туристической, «Юный патриот». В них регулярно занимаются до 20% учащихся школы. В 2010 году 44% учащихся занимаются в спортивных, тренажерных, танцевальных залах в учреждениях дополнительного образования. По сравнению с 2009 годом количество занятых спортивной деятельностью увеличилось на 8%.

Спортивные соревнования проходят по всем параллелям: осенний кросс, волейбол, лыжные гонки, прыжки в высоту, шашки, шахматы, лапта, «Веселые старты», биатлон, футбол. Всего за 2009-2010 учебный год проведено 15 спортивных соревнований. Каждый ученик школы участвовал в них в среднем 4 раза.

Традиционными стали общешкольные мероприятия:

Общешкольные мероприятия

1-4 классы

День здоровья (фото)

+

Единые классные часы к международному дню борьбы со СПИДом, международному дню отказа от курения

+

Лыжня России (фото)

+

Вперёд мальчишки

+

Мероприятия ко всемирному Дню здоровья

+

Тропа разведчика

Спортивный праздник

+

Зарница во время летней оздоровительной компании

+

Работа спортивно туристического лагеря «Азимут»

Спортивная группа в лагере с дневным пребыванием «Открываем острова»

+

Школьная спартакиада

+

Школьный конкурс «Спортивный класс года»

+

( со 2 класса)

Занесение лучших спортсменов на Доску почёта «Лидеры спорта»

+

Радиопередачи к датам всемирного календаря ВОЗ

+

Медицинское обслуживание в школе

Медицинское обслуживание осуществляет медсестра ЦРБ в оборудованном кабинете. В 2010 году получена лицензия на оказание доврачебной помощи.

Цель работы медицинского кабинета – укрепление и сохранение здоровья учащихся и профилактика инфекционных заболеваний.

Организация санитарно-гигиенического и противоэпидемического режимов направлены на предотвращение неблагоприятного воздействия на организм обучающихся вредных факторов и условий, сопровождающих их учебную деятельность. В классах во время перемен проводится сквозное проветривание, в коридорах после перемен – влажная уборка. Влажная уборка в кабинетах проводится с моющимися средствами ежедневно после окончания уроков. Систематически проводятся генеральные уборки в кабинетах, мастерских, спортивных залах.

Медицинские осмотры детей проводятся ежегодно с марта по май. К медицинскому осмотру детей взвешивают, определяют рост, измеряется АД ребенка.

В сентябре результаты медицинского осмотра выносятся в классный журнал в листок здоровья.

Итоги родителям сообщаются через классного руководителя.

Ежемесячно ведется учет по справкам заболеваемости учащихся.

В школе используются дополнительные формы оздоровления и повышения иммунитета. В школьной столовой периодично готовятся фиточаи, витаминизированные напитки из шиповника, клюквы. В начале I-го и с середины II-го полугодия в первые и вторые блюда добавляется свежая зелень (лук, укроп, петрушка). Во время эпидемии гриппа предлагаются дольки чеснока. Во время летних каникул дети оздоравливаются на детских оздоровительных площадках и в лагерях.

Медицинский работник активно участвует в гигиеническом воспитании учащихся.

Эффективное функционирование созданной здоровьсберегающей инфраструктуры в школе поддерживает квалифицированный состав специалистов: психолог, учитель-логопед, учителя физической культуры, педаог-валеолог.

2. Использование возможностей УМК «Школа России» в образовательном процессе.

Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни средствами урочной деятельности может быть реализована с помощью предметов УМК «Школа России».

Система учебников «Школа России» формирует установку школьников на безопасный, здоровый образ жизни. С этой целью предусмотрены соответствующие разделы и темы. Их содержание направлено на обсуждение с детьми проблем, связанных с безопасностью жизни, укреплением собственного физического, нравственного и духовного здоровья, активным отдыхом.

В курсе «Окружающий мир» — это разделы: «Здоровье и безопасность», «Мы и наше здоровье», «Наша безопасность», «Как устроен мир», «Путешествия» (и учебный проект «Путешествуем без опасности»), «Чему учит экономика» и др. и темы: «Что вокруг нас может быть опасным?», «Зачем мы спим ночью?», «Почему нужно есть много овощей и фруктов?», «Почему нужно чистить зубы и мыть руки?», «Почему в автомобиле и поезде нужно соблюдать правила безопасности?», «Почему на корабле и в самолете нужно соблюдать правила безопасности?».

В курсе «Технология» при первом знакомстве с каждым инструментом или приспособлением в учебниках обязательно вводятся правила безопасной работы с ним. В учебнике 1 класса в разделе «Человек и информация» показаны важные для безопасного передвижения по улицам и дорогам знаки дорожного движения, а также таблица с важнейшими номерами телефонов, которые могут потребоваться ребенку в критической ситуации.

В курсе «Английский язык» в учебниках “English 2—4” содержится достаточное количество информации, направленной на воспитание ценностного отношения к своему здоровью, здоровью близких и окружающих людей, на развитие интереса к прогулкам на природе (Have you ever been on a picnic? (3 кл.), подвижным играм (We like playing games), участию в спортивных соревнованиях (Расспросите друг друга о том, какие виды спорта или игры удаются вам лучше других. (2 кл.).

Учащиеся приобретают первоначальные представления о роли физической культуры, знакомятся с понятием «Олимпийские игры», с символами и талисманами летних и зимних Олимпийских игр (My favourite mascot. Кого бы вы хотели видеть в роли талисмана Олимпийских игр, которые будут проходить в России, в городе Сочи? (2 кл.). Олимпийские игры бывают летними и зимними. Какие из представленных ниже видов спорта летние, а какие зимние? (2 кл.).

В курсе «Физическая культура» весь материал учебника (1-4 кл.) способствует выработке установки на безопасный, здоровый образ жизни. На это ориентированы все разделы книги, но особенно, те, в которых сообщаются сведения по освоению и соблюдению режима дня, личной гигиены, закаливания, приема пищи и питательных веществ, воды и питьевого режима, необходимости оказания первой помощи при травмах.

Задача формирования бережного, уважительного, сознательного отношения к материальным и духовным ценностям решается средствами всей системы учебников «Школа России», в течение всего учебно-воспитательного процесса.

3. Рациональная организация учебной и внеучебной деятельности обучающихся.

Сохранение и укрепление здоровья учащихся средствами рациональной организации их деятельности достигается благодаря систематической работы педагогического коллектива над вопросами повышения эффективности учебного процесса, снижения функционального напряжения и утомления детей, создания условий для снятия перегрузки, нормального чередования труда и отдыха.

Организация образовательного процесса строится с учетом гигиенических норм и требований к орга­низации и объёму учебной и внеучебной нагрузки (выполнение домашних заданий, занятия в кружках и спортивных секциях).

Педагогический коллектив учитывает в образовательной деятельности индивидуальные осо­бенности развития учащихся: темпа развития и темп деятельности. В используемой в школе системе учебников «Школа России» учтены психологические и возрастные особенности младших школьников, различные учебные возможности детей. В этой связи и для достижения указанных личностных результатов в учебниках всех предметных линий представлены разнообразные упражнения, задачи и задания, обучающие игры, ребусы, загадки, которые сопровождаются красочными иллюстрациями, способствующими повышению мотивации обучающихся, учитывающими переход детей младшего школьного возраста от игровой деятельности (ведущего вида деятельности в дошкольном возрасте) к учебной.

4. Просветительская работа с родителями (законными представителями).

Самые первые социальные партнёры - родители. Родители активно вовлекаются в работу по пропаганде ЗОЖ. В школе разработана подпрограмма «Семья», которая направлена на психолого-педагогическое просвещение родителей. Разработаны практические рекомендации для работы классных руководителей.

Семья всегда была и остаётся главным партнёром школы в вопросах воспитания детей. На уровне классных коллективов традиционно проходят родительские собрания, на которые приглашаются специалисты в области медицины, права, психологии, логопедии. Новой и эффективной формой взаимодействия с родителями стали педагогические гостиные: «Здоровьесберегающие технологи на уроках и во внеурочное время» - 3 классы, «Адаптация учащихся 1-х классов» - 1классы. Новыми формами работы с родителями можно назвать семейные мероприятия: проводы Масленицы, Новый год на природе, «Спортивная семейная эстафета», поход в зимний лес, совместные выходы (родители-дети) на каток, большой популярностью становятся выходы на природу в зимнее время с родителями не только в начальной школе, но и у старшеклассников.

5. Ожидаемые результаты реализации программы

Выпускник начальной школы имеет мотивацию к занятию физкультурой и спортом, сохранению своего здоровья, обладает первоначальными гигиеническими навыками и знаниями физиологии и гигиены своего тела.

Перечень программных мероприятий представлен в Приложении.




Полномочный представитель Президента Российской Федерации в ПФО
Портал Образование 2.0
Министерство образования Пермского края





 

© 2010 МОУ ЕСОШ
Рябчевских Д.А. :)