Пейзаж как средство художественной характеристики. Рассказ И.С. Тургенева "Бирюк".
Конкурсный урок учителя русского языка и литературы Кокориной Татьяны Павловны
Урок литературы в 7 классе
Пейзаж как средство художественной характеристики.
Рассказ И.С. Тургенева «Бирюк».
Цели: продолжить знакомство с творчеством И.С.Тургенева,
показать неразрывную связь природы с жизнью человека,
развитие чуткого, внимательного отношения к природе,
воспитывать любовь к родной природе, сочувствие к простым людям.
Ход урока.
1. Вступительное слово учителя
…Ему даны дар наблюдательности,
Способность верно и быстро понять и оценить
всякое явление, разгадать его причины и следствия…
В.Г. Белинский.
Так критик Белинский В.Г. отозвался о тургеневском таланте, который нашел развитие в сборнике «Записки охотника».
Давайте сегодня задумаемся вместе, в чем же сила одного из рассказов этого сборника, рассказа «Бирюк». В чем его суть? Ответить на этот вопрос - это значит понять, какую роль играет в рассказе пейзаж.
- Вспомним, что называется пейзажем?
(слайд 4. Пейзаж – картина природы в художественном произведении)
- Тема урока – пейзаж как средство художественной характеристики.
(слайд 5)
2. Работа с текстом.
Займемся анализом рассказа.
-Кто такой Бирюк? Почему Тургенев назвал рассказ «Бирюк»?
(Бирюк – это одинокий, угрюмый человек. Таков как раз тургеневский лесник. Слайд 6)
- При каких обстоятельствах автор познакомился с ним?
(Гроза застала путника в лесу. Он терпеливо ожидал конца ненастья. В этот момент при блеске молнии он увидел высокую фигуру)
- Прочитайте описание грозы, которая застала путника в лесу.
(Выразительное чтение отрывка)
- Какие художественные приёмы использует автор в изображении грозы? Какова их роль?
(Слайд 7. Эпитеты: огромная лиловая туча, длинные серые облака, душный жар, влажный холод – определяют цвет, размер грозы; олицетворения, глаголы передают движение, динамику картины. С помощью художественных средств писатель рисует картину природы, стремительность нарастания грозы)
- Как грозу изобразили художники? Сегодня на уроке у нас знаток изобразительного искусства. Послушаем внимательно её выступление, её выводы нам пригодятся в работе.
(И.С.Тургенев дал великолепное описание грозы. А великие русские художники Суриков, Васильев, Левитан на своих полотнах запечатлели неповторимую стихию природы красками. (слайд 8 – галерея картин) Все они любили свою Родину и изобразили на своих полотнах эти неяркие, но по-своему красивые русские пейзажи. Их привлекали и невзрачная природа, и разбитые колеи дорог, и ветхие крестьянские избы. Обратите внимание на то, какие краски используют художники. Темные. Но на картинах присутствует еще один цвет, которым выразили себя художники, - золотой. Это – цвет добра, цвет надежды. Золотым цветом они выражали надежду на лучшее будущее своей отчизны. В ореоле этого цвета можно было бы изобразить и Бирюка, если бы мы попытались это сделать. Ведь и Бирюк – выразитель добра и справедливости.
- Какие выводы прозвучали в выступлении?
(Золотым цветом художники выражали надежду на лучшее будущее отчизны. Бирюк – выразитель добра и справедливости. Слайд 9)
- Давайте прочтем, как изображен герой Тургенева на фоне грозы?
( Слайд 10)
- Подумайте, почему автор изобразил своего героя при блеске молнии?
( Это подтверждает вывод о Бирюке как выразителе добра и справедливости)
- А с другой стороны, разве не грозен и не суров Бирюк, как сама гроза? Что является причиной его суровости?
(Его нелегкая жизнь)
- Заглянем в избу лесника. (слайд 11) Послушайте выразительное чтение отрывка из рассказа «В избе лесника».
- Что нового мы узнали о леснике?
( Нелегкая жизнь у лесника: он испытал обман и предательство жены, один, в нищете, воспитывает детей.)
- Каково впечатление автора от вида избы?
- А как сам автор относится к Бирюку? Чтобы ответить на этот вопрос, используйте опорные слова из рассказа. (слайд 12)
( сочувствует леснику, любуется им, восхищается)
3. Инсценирование эпизода «Бирюк и крестьянин»
- Внимательно проследите за игрой актеров и сделайте вывод: каким выступает пойманный крестьянин? Какие изменения происходят в душе и поведении крестьянина?
(Говорит сначала робко, несмело, а потом с отчаянием в голосе.)
- Почему Бирюк отпустил мужика и виновен ли мужик?
(Мужик доведен до крайности и вынужден воровать)
- Как относились деревенские мужики к Бирюку? Кто и когда называет его Фомой, кто Фомой Кузьмичом, кто Бирюком? (слайд 13)
( Рассказчик – Фома, Фома Кузьмич – как к доверенному лицу, к леснику. Бирюк – крестьяне, которые его боялись как огня).
4. Анализ текста
- Вернемся к пейзажу. В начале рассказа идет описание грозы, сильной, мрачной, темной. А потом описывается жизнь Бирюка, отчаяние пойманного мужика. Связаны ли эти эпизоды между собой?
( Жизнь лесника, крестьян безрадостна и темна. Это передает Тургенев через описание грозы)
- Послушайте описание природы после грозы. (слайд 14)
( Чуть-чуть светлело)
- Почему, несмотря на это «чуть-чуть», природа у Тургенева остается мрачной, ведь гроза прошла?
( Природа – это часть жизни Бирюка. Хмурым и мрачным его сделала жизнь, таким он остается и после встречи с рассказчиком. Но в нем теплится благородная душа, способная сочувствовать обездоленному человеку. Чуть-чуть светлело и на душе Бирюка. Слайд 15)
- Так какую же роль играет пейзаж в рассказе Тургенева?
(Является отражением душевного состояния героя. Пейзаж «живет» одной жизнью с героями, словно природа понимает людей)
- Послушайте романс «Утро туманное, утро седое» на стихи И.С.Тургенева. Что общего между рассказом Тургенева и этими его стихами?
(Оба произведения навевают чувство грусти, печали.)
5. Итог урока.
Подведем итог уроку.
- Что такое пейзаж?
- Какую роль играет пейзаж в произведении?
6. Домашнее задание. (Слайд 16)
Прочтите рассказ Тургенева «Бежин луг». Определите роль пейзажа.