МОУ "Еловская средняя общеобразовательная школа"

 

Еловская средняя общеобразовательная школа

Муниципальное образовательное учреждение

Пейзаж как средство художественной характеристики. Рассказ И.С. Тургенева "Бирюк".

Конкурсный урок учителя русского языка и литературы Кокориной Татьяны Павловны

Урок литературы в 7 классе

Пейзаж как средство художественной характеристики.

Рассказ И.С. Тургенева «Бирюк».

Цели: продолжить знакомство с творчеством И.С.Тургенева,

показать неразрывную связь природы с жизнью человека,

развитие чуткого, внимательного отношения к природе,

воспитывать любовь к родной природе, сочувствие к простым людям.

Ход урока.

1. Вступительное слово учителя

…Ему даны дар наблюдательности,

Способность верно и быстро понять и оценить

всякое явление, разгадать его причины и следствия…

В.Г. Белинский.

Так критик Белинский В.Г. отозвался о тургеневском таланте, который нашел развитие в сборнике «Записки охотника».

Давайте сегодня задумаемся вместе, в чем же сила одного из рассказов этого сборника, рассказа «Бирюк». В чем его суть? Ответить на этот вопрос - это значит понять, какую роль играет в рассказе пейзаж.

- Вспомним, что называется пейзажем?

(слайд 4. Пейзаж – картина природы в художественном произведении)

- Тема урока – пейзаж как средство художественной характеристики.

(слайд 5)

2. Работа с текстом.

Займемся анализом рассказа.

-Кто такой Бирюк? Почему Тургенев назвал рассказ «Бирюк»?

(Бирюк – это одинокий, угрюмый человек. Таков как раз тургеневский лесник. Слайд 6)

- При каких обстоятельствах автор познакомился с ним?

(Гроза застала путника в лесу. Он терпеливо ожидал конца ненастья. В этот момент при блеске молнии он увидел высокую фигуру)

- Прочитайте описание грозы, которая застала путника в лесу.

(Выразительное чтение отрывка)

- Какие художественные приёмы использует автор в изображении грозы? Какова их роль?

(Слайд 7. Эпитеты: огромная лиловая туча, длинные серые облака, душный жар, влажный холод – определяют цвет, размер грозы; олицетворения, глаголы передают движение, динамику картины. С помощью художественных средств писатель рисует картину природы, стремительность нарастания грозы)

- Как грозу изобразили художники? Сегодня на уроке у нас знаток изобразительного искусства. Послушаем внимательно её выступление, её выводы нам пригодятся в работе.

(И.С.Тургенев дал великолепное описание грозы. А великие русские художники Суриков, Васильев, Левитан на своих полотнах запечатлели неповторимую стихию природы красками. (слайд 8 – галерея картин) Все они любили свою Родину и изобразили на своих полотнах эти неяркие, но по-своему красивые русские пейзажи. Их привлекали и невзрачная природа, и разбитые колеи дорог, и ветхие крестьянские избы. Обратите внимание на то, какие краски используют художники. Темные. Но на картинах присутствует еще один цвет, которым выразили себя художники, - золотой. Это – цвет добра, цвет надежды. Золотым цветом они выражали надежду на лучшее будущее своей отчизны. В ореоле этого цвета можно было бы изобразить и Бирюка, если бы мы попытались это сделать. Ведь и Бирюк – выразитель добра и справедливости.

- Какие выводы прозвучали в выступлении?

(Золотым цветом художники выражали надежду на лучшее будущее отчизны. Бирюк – выразитель добра и справедливости. Слайд 9)

- Давайте прочтем, как изображен герой Тургенева на фоне грозы?

( Слайд 10)

- Подумайте, почему автор изобразил своего героя при блеске молнии?

( Это подтверждает вывод о Бирюке как выразителе добра и справедливости)

- А с другой стороны, разве не грозен и не суров Бирюк, как сама гроза? Что является причиной его суровости?

(Его нелегкая жизнь)

- Заглянем в избу лесника. (слайд 11) Послушайте выразительное чтение отрывка из рассказа «В избе лесника».

- Что нового мы узнали о леснике?

( Нелегкая жизнь у лесника: он испытал обман и предательство жены, один, в нищете, воспитывает детей.)

- Каково впечатление автора от вида избы?

- А как сам автор относится к Бирюку? Чтобы ответить на этот вопрос, используйте опорные слова из рассказа. (слайд 12)

( сочувствует леснику, любуется им, восхищается)

3. Инсценирование эпизода «Бирюк и крестьянин»

- Внимательно проследите за игрой актеров и сделайте вывод: каким выступает пойманный крестьянин? Какие изменения происходят в душе и поведении крестьянина?

(Говорит сначала робко, несмело, а потом с отчаянием в голосе.)

- Почему Бирюк отпустил мужика и виновен ли мужик?

(Мужик доведен до крайности и вынужден воровать)

- Как относились деревенские мужики к Бирюку? Кто и когда называет его Фомой, кто Фомой Кузьмичом, кто Бирюком? (слайд 13)

( Рассказчик – Фома, Фома Кузьмич – как к доверенному лицу, к леснику. Бирюк – крестьяне, которые его боялись как огня).

4. Анализ текста

- Вернемся к пейзажу. В начале рассказа идет описание грозы, сильной, мрачной, темной. А потом описывается жизнь Бирюка, отчаяние пойманного мужика. Связаны ли эти эпизоды между собой?

( Жизнь лесника, крестьян безрадостна и темна. Это передает Тургенев через описание грозы)

- Послушайте описание природы после грозы. (слайд 14)

( Чуть-чуть светлело)

- Почему, несмотря на это «чуть-чуть», природа у Тургенева остается мрачной, ведь гроза прошла?

( Природа – это часть жизни Бирюка. Хмурым и мрачным его сделала жизнь, таким он остается и после встречи с рассказчиком. Но в нем теплится благородная душа, способная сочувствовать обездоленному человеку. Чуть-чуть светлело и на душе Бирюка. Слайд 15)

- Так какую же роль играет пейзаж в рассказе Тургенева?

(Является отражением душевного состояния героя. Пейзаж «живет» одной жизнью с героями, словно природа понимает людей)

- Послушайте романс «Утро туманное, утро седое» на стихи И.С.Тургенева. Что общего между рассказом Тургенева и этими его стихами?

(Оба произведения навевают чувство грусти, печали.)

5. Итог урока.

Подведем итог уроку.

- Что такое пейзаж?

- Какую роль играет пейзаж в произведении?

6. Домашнее задание. (Слайд 16)

Прочтите рассказ Тургенева «Бежин луг». Определите роль пейзажа.




Полномочный представитель Президента Российской Федерации в ПФО
Портал Образование 2.0
Министерство образования Пермского края





 

© 2010 МОУ ЕСОШ
Рябчевских Д.А. :)