МОУ "Еловская средняя общеобразовательная школа"

 

Еловская средняя общеобразовательная школа

Муниципальное образовательное учреждение

Эссе "На правильном пути".

Учитель русского языка и литературы Аристова М.А.

Многие учителя утверждают: «Я с детства мечтала быть учителем». О себе могу сказать, что я не просто мечтала, я знала, что буду учителем. Учителем русского языка и литературы! Откуда такая уверенность? Учителем словесности была моя мама. И этим все сказано…

1993 год. Август. Я с дипломом об окончании филологического факультета в кабинете директора Еловской средней школы Калашниковой Тамары Афанасьевны. Казалось бы, на её предложение взять 7 класс я должна была радостно воскликнуть: «Вот оно, наконец-то сбылось!» Но не тут-то было. В ответ я лишь прошептала: «Не знаю… Мне страшно…». Уже не помню дословно, что ответила мне Тамара Афанасьевна. Но смысл сказанного ею заключался в том, что мое теперешнее состояние – это нормально, лишь из того, кто боится, выйдет толк.

Тогда я не придала значения её словам. Я их просто не поняла. Было страшно и стыдно за свой страх…

Лишь спустя годы работы в школе, перечитывая со своими десятиклассниками страницы моего любимого романа Л.Н. Толстого «Война и мир», испытывая вместе с Николаем Ростовым страх в первом бою, я вспомнила её слова и осознала их смысл. Если человек боится и стыдится своего страха, он обязательно преодолеет его.

Уже 25 лет я работаю в школе. Конечно, мне уже не страшно идти на урок. Но чувство волнения испытываю каждый день. Потому что я с каждым годом все больше убеждаюсь, как это трудно – учить.

Как учить, чтобы ребенок, достигнув взрослости, был успешным, не пасовал перед трудностями, мог принимать решения и нести за них ответственность? А самое главное, развивался, как личность, а не стоял на месте?

Считаю, что невозможно обучение без создания ситуации успеха. Как важно оказывать поддержку и уделять внимание каждому ученику независимо от их успеваемости. На своих уроках я стараюсь обращать внимание на настойчивость и затраченные детьми усилия на выполнения задания, а не конечный результат сам по себе. Стараюсь внушить детям, что успех строится на неудачах. Стараюсь хвалить их за малейшие успехи :

                 Ты самым слабым говоришь : «Держись!»

                 Ты им помочь готова всей душой.

                 И снова чья-то маленькая жизнь

                 В твоих руках становится большой.

Современная школа – это не та школа, когда учителю было гораздо легче объяснить все самому, чем ждать, пока дети самостоятельно придут к открытию. Традиционные форма и методы мало эффективно работают на результат. Я современный человек. На своих уроках применяю активные технологии, формы, методы организации учебного процесса, которые обеспечивают участие в уроке каждого ученика.

Сделать учебный процесс занимательным, создать у детей бодрое рабочее настроение, облегчить преодоление трудностей в усвоении учебного материала помогают игровые технологии. Это так называемое «учение без принуждения». Игровые технологии я использую в основном в 5–6 классах. Это связано с тем, что 5 класс – переходный этап в жизни детей. Задача учителя в это время сделать так, чтобы встреча с незнакомым не разочаровала, не испугала, а, наоборот, способствовала возникновению интереса к учению. Для меня важно сделать почти ежедневные встречи с фонетикой, морфологией, синтаксисом не скучными и обыденными, а радостными и интересными. Вот здесь на помощь приходят уроки – игры, уроки – путешествия в страну Русского языка. Особенно радует, что те ученики, которые учатся неохотно, на таких уроках работают с большим увлечением. И если после подобного урока я слышу от детей фразу : «Давайте еще поиграем», это свидетельствует об успешности урока.

С приходом в образовательный процесс новых информационно – коммуникационных технологий возможность обучения значительно расширилась. С заданиями компьютера хорошо справляются даже слабые ученики, поскольку, оказавшись рядом с компьютером, современные дети чувствуют себя комфортно и свободно. К тому же это прекрасная возможность осуществлять дифференцированный подход в обучении.

«Знание - только тогда знание, когда оно приобретено усилиями своей мысли, а не памятью», - читаю у Л.Н. Толстого. Использование на уроках технологии проблемного обучения помогает формировать гармонически развитую, творческую личность, способную логически мыслить, находить решения в различных проблемных ситуациях, способную систематизировать знанию, способную к самоанализу. Способность анализировать учебные ситуации  приводит в дальнейшем к умению анализировать жизненные ситуации. И как следствие этого – изменяться, не застывать в рамках привычного бытия. Как тут опять не вспомнить Л.Н. Толстого. Герои его романа «Война и мир» не делятся на положительных и отрицательных, даже «не на хороших и дурных», а на изменяющихся и застывших. Его любимые герои – Андрей Болконский, Пьер Безухов, Наташа Ростова – люди ищущие, мучающиеся, страдающие, ошибающиеся. Для них характерна неуспокоенность души, желание быть полезным, нужным, любимым.

Хочется верить в то, что мои ученики в жизни будут именно такими людьми. Мои выпускники 2009 года- ещё студенты. И как приятно получать от них в День Учителя СМС поздравления такого содержания: «Марина Анатольевна! Спасибо за то, что научили учиться». И это дорогого стоит. Это укрепляет во мне уверенность в том, что я на правильном пути.




Полномочный представитель Президента Российской Федерации в ПФО
Портал Образование 2.0
Министерство образования Пермского края





 

© 2010 МОУ ЕСОШ
Рябчевских Д.А. :)