МОУ "Еловская средняя общеобразовательная школа"

 

Еловская средняя общеобразовательная школа

Муниципальное образовательное учреждение

Интегрированный урок по русскому языку и краеведению.

Учитель русского языка и литературы Аристова М.А.

Урок «Обращение и его роль в поэтическом тексте»

Цели урока:

Образовательные: создание содержательных и организационных условий для поиска новой информации об изучаемом предмете( обращении), для проявления познавательной активности учащихся; установление внутрипредметных ( синтаксис простого предложения) и межпредметных ( литература) связей.

Развивающие: создание условий для развития рефлексивных способностей учащихся через приемы: кластер, синквейн, развитие потребности к творческой деятельности через самовыражение( составление предложений)

Воспитывающие: воспитание и развитие ценностного отношения к другим людям и их чувствам, воспитание чувства любви к Родине.

Ход урока:

I. Организационный момент.

II. Вызов.

Чтобы определить тему сегодняшнего урока, повторим известные вам сведения о предложении. А для этого разгадаем кроссворд, в котором будет зашифровано нужное нам слово. Внимание на слайд. ( Слайд 1).

Какое слово получилось? ( Слайд 2 обращение). Что вы знаете об обращении? Вспомните и озвучьте свои ответы.Среди ваших ответов были правильные и не совсем. Но это не страшно, ведь человеку свойственно ошибаться. Правильные сведения об обращении я представила в схеме (Слайд 3 Прием «Кластер»). О чем вы еще не сказали?

Посмотрите на схему и скажите, почему один из овалов в схеме оказался пустым? (Учащиеся предполагают, что они не все знают об обращении).

Задача нашего урока: добыть новую информацию об обращении и дополнить схему.

В начале урока я вам сказала, что урок будет не совсем обычным. Материалом для поиска новой информации послужит литературное краеведение. Подумайте и скажите, что такое литературное краеведение? Какое слово вам непонятно? ( Слайд 4 Словарная работа). Посмотрите внимательно на получившиеся слова и попробуйте сформулировать тему урока (Слайд 5 обращение и литературное краеведение. Ответы учащихся).

Тема нашего урока «Роль обращений в поэтическом тексте» (Слайд 6).

III. Осмысление.

В прошлом году учащиеся 6б класса писали краеведческую работу «Родной край в поэзии наших земляков». В ходе работы ребята познакомились с поэтами нашего села и с их творчеством. С чего обычно начинают знакомство с творчеством поэта? (Предполагаемый ответ: с биографии.) Мы с вами пойдем другим путем, начнем знакомство с поэтами с их стихотворений. Как вы думаете, почему? ( Стихи могут много рассказать об их авторе). Послушаем стихотворение «Ах, Елово мое». Читает автор. ( Слайд 7 смена слайдов, фотографии села Елово) Тексты стихотворений на столах учащихся.

Анализ стихотворения по вопросам:

1. Понравилось стихотворение? Чем понравилось?

2. Что вы можете сказать об авторе?

3. Найдите в стихотворении обращения?

4. А какие это обращения? Охарактеризуйте их. (Одушевленные, неодушевленные, распространенные, нераспространенные)

5. Какую роль играют обращения в тексте?

( Автор не просто называет предмет, к которому обращается с речью. При помощи обращения он выражает свое отношение к предмету обращения. Обращение передает эмоциональное состояние автора, любовь к родному селу, в нем сосредоточена главная мысль стихотворения).

Такие обращения называются риторическими ( Слайд 8).

Поищем риторические обращения в стихотворениях этого же автора. Ваша задача -выразительно прочитать строки стихотворения, найти обращения и определить его роль. Что значит выразительно прочитать? (Выбрать правильный тон, темп, тембр голоса, правильно расставить логические ударения, делать паузы, где это необходимо).

Чтение строф из стихотворения «Маме» (Слайд 9) Обращение выражает эмоциональное состояние автора, автор любит свою маму.)

Чтение строф из стихотворения «Сельский учитель» ( Слайд 10 обращение придает речи торжественность, в нем звучит гордость за сельского учителя. Это не просто обращение, мы видим отношение автора к этому званию)

Кто же автор этих стихотворений? Может быть, вы его знаете? ( Слайд 11). Кужлева Мария Алексеевна - учитель истории Еловской средней школы. Ее стихи часто публикуют на страницах районной газеты «Искра Прикамья». Тематика ее стихотворений разнообразна. Это стихи, посвященные родному селу, землякам, стихи о войне, а также стихи, посвященные близким людям, маме, отцу, сыновьям.

Сделаем вывод: Что такое риторическое обращение? (Это обращение, которое не просто называет лицо или предмет, к которому обращаются с речью, а помогает автору выразить свое отношение, придает тексту торжественность. выразительность. Важную роль играет интонация).

Именно в поэтической речи мы встречаем риторические обращения. Увидеть эти обращения мы можем в стихотворениях еще одного поэта Мамаевой Маргариты Михайловны, которая живет в Елово. (Слайд 12) Маргарита Михайловна является художественным руководителем РКДЦ. Пишет сценарии для различных мероприятий и очень любит включать в них стихи собственного сочинения. Одно из ее стихотворений посвящено юбилею сельских поселений Еловского района, который отмечали в 2011 году: Дуброво - 395лет, Елово и Крюково- 365, Суганка и Куштомак - 215, Нижняя Барда и Шубино- 195 лет

Послушаем стихотворение «Деревня отмечает день рожденья» в исполнении автора (Слайд 13 фотографии с юбилеев сельских поселений).

1.Услышали обращения? Назовите.

2. В чем особенность этого обращения? (Оно нераспространенное. Для него характерна восклицательная интонация. Автор обращается к деревне как к живому лицу, такой прием называется олицетворение).

Обратимся к нашей схеме. Какими новыми сведениями об обращении мы ее пополним? (Слайд 14 прием «Кластер»).

Почему именно в поэтической речи так много обращений? (Задача поэзии: передать чувства, обращения помогают передать эмоциональное состояние автора).

Составьте предложения с риторическими обращениями.

IV. Рефлексия Прием «Синквейн»( Слайд 15 Строчки из синквейна с пропусками слов).

Ребята, пришло время подвести итоги нашего урока. Я предлагаю вам обобщить полученную на уроке информацию. Поможет вам это сделать синквейн. На партах у вас листочки. Ваша задача дополнить недописанный синквейн.

На память о нашем уроке я хочу подарить вам стихотворение Мамаевой М.М. «Жива глубинкою Россия» (Слайд 16).

Жива глубинкою Россия

Деревня, что ни говори-

Дает живительные силы

Для подвига и для любви.

Да что там!- пусть их, сочиняют

Лишь в городах, мол, ум и цвет.

Из деревень, ведь мы-то знаем

Идут в науку и балет.

Таков уклад, порядок древний,

И нам другого не сложить.

Пока жива твоя деревня –

И ты, Россия, будешь жить




Полномочный представитель Президента Российской Федерации в ПФО
Портал Образование 2.0
Министерство образования Пермского края





 

© 2010 МОУ ЕСОШ
Рябчевских Д.А. :)