МОУ "Еловская средняя общеобразовательная школа"

 

Еловская средняя общеобразовательная школа

Муниципальное образовательное учреждение

Класс Млекопитающие или Звери

Учитель биологии Павлова Марина Витальевна

Цели: обучающие: познакомить учащихся с общей характеристикой млекопитающих; рассмотреть прогрессивные черты организации млекопитающих, позволившие им освоить основные среды обитания;

развивающие: формировать умение анализировать, сравнивать, делать выводы, составлять опорные конспекты, развивать мышление посредством ответов на проблемные вопросы, расширить кругозор обучающихся;
воспитательные: воспитывать интерес к изучению данного класса животных, гуманное отношение к природе, необходимости охраны млекопитающих.

Оборудование: презентация, экран, проектор, чучела млекопитающих, фотографии и рисунки.

Ход урока.

I. Организационный момент.

II. Актуализация знаний.

- Внимание незнакомка! Я хочу начать урок с описания одного очень интересного существа. Ваша задача – догадаться, о ком идет речь. Не торопитесь! Все версии после прослушивания.

Это животное нам хорошо известно и очень похоже на нас.

Хотя для кого-то сравнение с ним может показаться оскорбительным. Сердце, легкие и пищеварительная система его так похожи на человеческие, что в перспективе могут использоваться для пересадки человеку. Сердечные клапаны применяются уже сегодня. Успешно была пересажена печень этого животного больной девочке. Это животное, общаясь со своими собратьями, издают 23 звуковых сигнала. Удивительно строение их кожи. Она обладает способностью загорать и может использоваться как перевязочный материал при ожогах. Под этой уникальной повязкой значительно быстрее образуется собственная кожа пациента. Животные эти различают цвета.

Как и люди они любят чистоту. Им нравится отыскивать грибы, и они не боятся укусов змей.

Ученые относят их к числу самых умных животных. Более того, одной их представительнице было присвоено офицерское звание. Так как она легко находила наркотики.

- Итак, кто же она?

- Почему сегодня я заговорила об этом существе?

Правильно, новая тема «Класс Млекопитающие или Звери»

III. Изучение нового материала.

1. При изучении этой темы закладывается фундамент изучения биологии в 8 классе. Вы будете изучать строение и жизнедеятельность человека, а человек также относится к классу Млекопитающих, поэтому вы должны быть внимательны и прилежны.

Сегодня первый урок по теме, и цель его самое общее знакомство с классом Млекопитающих.

2. Внимание на экран!

Для первого знакомства из более чем 4 тысяч видов вы увидите на экране всего пять. И это не случайно. Они выбраны с определенным умыслом. Ваша задача – его разгадать.

Синий кит.

Это самое крупное из млекопитающих. Чтобы вы представляли его размеры, приведу такие цифры: для перевозки одного кита требуется 20 КАМазов, вес одного кита равен весу 20 слонов, а длина его почти равна длине нашего коридора.

Белый медведь.

Тоже гигант, самый крупный из наземных хищников, который великолепно плавает даже в ледяной воде.

Верблюд.

Его называют еще кораблем пустыни. Способен передвигаться по песку, нагретому до +83°С, проходя при этом до 40 км в день с 300 кг груза на спине, не страдая от жажды.

Крот.

Один из самых лучших землероев. Интересна его шерсть: очень короткая, густая, разглаживается в разные стороны и меняется до 4-х раз в год.

Летучая мышь.

Великолепно ориентируется в абсолютной темноте благодаря уникальной системе эхолокации. Мыши – великолепные летуны, способные перелетать на расстояния до 1000 км.

- Что вы увидели? Сделайте вывод по этим кадрам. (Разнообразие сред и мест обитания).

Млекопитающие завоевали все области Земли от Северного полюса до берегов Антарктиды. Они обитают во всех средах: на суше, в почве, в воде, воздухе, т.е млекопитающие заняли господствующее положение в животном мире.

- Исходя из этого сформулируйте основную проблему или главный вопрос сегодняшнего урока, помня о том, что цель нашего урока – общее знакомство с Млекопитающими. В течение 1 минуты записать в тетради. (В это время раздать карточки для самостоятельной работы).

- Какие вопросы вы сформулировали? (Как приспособлены к жизни в разных средах?)

- Итак это главный вопрос сегодняшнего урока.

- Как бы вы ответили на него сейчас?

Чувствуете, что нам пока не хватает знаний для полного ответа на этот вопрос? С этой целью вы выполните небольшую самостоятельную работу.

3. Самостоятельная работа в парах (5-7 мин). Приложение 1

4. Выступления по сделанной работе.

- Как бы вы ответили на наш главный вопрос? Слушаем внимательно, так как каждый из вас владеет небольшим фрагментом знаний, а у нас должна получиться целостная картина.

а) внешнее строение, покровы;

б) головной мозг;

в) органы чувств;

г) строение легких;

д) сердце;

е) обмен веществ;

ж) органы размножения;

з) забота о потомстве;

и) поведение.

- А теперь давайте попробуем все эти сведения привести в систему. Сгруппируем ваши факты в несколько блоков, и эти блоки будут показывать отличия Млекопитающих от ранее изученных животных.

5. Работа со схемами.

- Перед вами на экране факты и блоки, к которым они относятся. Вам нужно соотнести факты с блоками.

IV. Закрепление.

Решение тестов. Приложение 2

V. Д/з. приготовить сообщение о любом млекопитающем, его особенностях.

VI. Рефлексия.

Знания не заканчиваются на пороге класса, за этой дверью мир знаний, который - увы! - на уроках весь не освоить. Поэтому больше читайте, ходите в библиотеки, ведь жизнь животных и растений так интересна и загадочна!

Литература.

1. Приложение к газете «Первое сентября» Биология №40/1995 г.

2. В.М. Константинов, В.Г. Бабенко, В.С. Кучменко «Биология. Животные» - М.: «Вентана-Граф», 2010.

3. Б.Е. Быховский, Е.В. Козлова и др. «Биология: Животные» - М.:Просвещение, 1993.

4. О.А. Пепеляева, И.В. Сунцова «Поурочные разработки по биологии 7-8 классы» - М.: «Вако», 2004.

5. Интернет – ресурсы:

http://www.pskovedu.ru/синий кит

http://go.mail.ru белый медведь

http://go.mail.ruверблюд

http://vospitatel.com.ua крот

http://zoofayna.ru летучая мышь

http://geolik.ru млекопитающие

http://www.findfoto.ru/ дельфины

http://animal.discovery.com/ панда

http://bagira-30.narod.ru/risi.html рысенок

http://megaobzor.com/newsnew-8457.html детеныш тюленя

Приложение 1

1 группа. Внешнее строение. Покровы.

1) Используя текст учебника (стр. 247-249), познакомьтесь с внешним строением и покровами млекопитающих. Ответьте на вопросы: как расположены конечности у млекопитающих по сравнению с пресмыкающимися? В чем преимущество такого расположения?

2) Чем покрыто тело млекопитающих? Какова роль волосяного покрова в терморегуляции?

3) Назовите железы, расположенные в коже млекопитающих и функции, которые они выполняют.

2 группа. Дыхательная система.

1) найдите на рисунке 194 органы дыхательной системы. Из текста на стр. 254 найдите ответ на вопрос: какие особенности строения легких способствуют быстрому насыщению крови кислородом?

2) Что такое диафрагма? Какую роль она выполняет? ( карточка)

3 группа. Кровеносная система.

1) Рассмотрите на рис. 196 схему строения сердца. Какое оно имеет строение? Какую кровь получают органы и ткани организма?

2) Какая связь существует между строением кровеносной системы и обменом веществ у млекопитающих?

4 группа. Нервная система.

1) Рассмотрите рисунок 127 (карточка) и ответьте на вопрос: какие особенности строения головного мозга млекопитающих указывают на более высокий уровень их развития?

5 группа. Органы чувств.

1) Рассмотрите рисунок и текст на карточке и ответьте на вопросы: какие органы чувств развиты у млекопитающих? Что такое вибриссы, какую функцию они выполняют?

6 группа. Поведение.

1) Познакомьтесь с текстом на карточке «Поведение млекопитающих» и ответьте на вопрос: чем определяется сложное поведение млекопитающих? Приведите примеры.

7 группа. Размножение. Развитие зародыша.

Прочитайте текст «Плацентарные» (карточка), ответьте на вопросы: в каком органе развивается зародыш млекопитающих? Что такое плацента? Какими рождаются детеныши?

8 группа. Забота о потомстве.

Познакомьтесь с текстами «Выкармливание детенышей молоком» (карточка) и на стр. 257 и ответьте на вопросы: чем выкармливают самки млекопитающих своих детенышей после рождения? Как они заботятся о своем потомстве?

Приложение 2

Вариант 1

1. Кожа млекопитающих имеет следующие характерные особенности:

а) сухая, без желез;

б) влажная, с множеством желез;

в) сухая, тонкая, с одной развитой копчиковой железой;

г) прочная, эластичная, с сальными и потовыми железами.

2. Вибриссы - это:

а) шерсть;

б) подшерсток;

в) усы.

3. Диафрагма- это:

а) складка кожи;

б) наружный покров легких;

в) мышечно-сухожильная перегородка между грудной и брюшной полостью;

г) отверстие между грудной и брюшной полостью.

4. Развитие эмбриона происходит в:

а) матке;

б) плаценте;

в) яйцеводах;

г) пуповине.

5. Условно-рефлекторная деятельность млекопитающих связана с развитием:

а) мозжечка;

б) среднего мозга;

в) продолговатого мозга;

г) коры больших полушарий.

Вариант 2

1. Из предложенных ниже понятий выберите то, которое находится в таких же отношениях с третьим понятием, как первые два друг с другом: пресмыкающиеся – яйцекладущие; млекопитающие -:

а) икрометание;

б) яйцеживорождение;

в) живорождение;

г) гермафродитизм.

2. К млекопитающим степей относится:

а) хомяк;

б) соболь;

в) лось;

г) белка.

3. Какой отдел головного мозга млекопитающих наиболее развит:

а) продолговатый мозг;

б) мозжечок;

в) передний мозг;

г) средний мозг.

4. Одним из основных отличий млекопитающих от пресмыкающихся является:

а) живорождение;

б) теплокровность;

в) наличие коры головного мозга;

г) большая плодовитость.

5. Детеныш наследует все свои признаки от:

а) отца;

б) матери;

в) отца и матери.




Полномочный представитель Президента Российской Федерации в ПФО
Портал Образование 2.0
Министерство образования Пермского края





 

© 2010 МОУ ЕСОШ
Рябчевских Д.А. :)