МОУ "Еловская средняя общеобразовательная школа"

 

Еловская средняя общеобразовательная школа

Муниципальное образовательное учреждение

Урок русского языка 3 класс "Число имён существительных"

Учитель начальных классов Тарутина Екатерина Васильевна

Урок русского языка в 3 классе общеобразовательной школы

Тема: «Число имён существительных».

цель:- научить определять число имен существительных;

- обогатить словарный запас;

- воспитывать культуру речи в правильном произношении слов;

задачи:- отработать навык изменять имена существительные по числам;

-познакомить со словами, которые употребляются только в форме ед.числа и только в форме мн.числа;

-обогатить словарный запас;

-воспитывать чувство коллективизма;

Виды работы: групповая, индивидуальная, коллективная

Оборудование: Ларец, записки в ларце, семена подсолнуха, индивидуальные тексты.

Ход урока.

1. Организационный момент.

У: -Все наготове?

Нам подали звонок.

И каждый опять поспешил на урок.

На уроке трудиться я вам разрешаю

И чтобы соседу вы не мешали.

У: - На столе ларец стоит

Драгоценность в нём лежит.

Открыть его я не могу,

Потерялся ключ к замку.

Но не стоит унывать.

Мы возьмём свою тетрадь,

Будет нам тогда награда.

2.Подготовка руки к письму: «Замок». Проговаривает учитель вместе с детьми.

- На дверях висит замок.

Кто его открыть бы смог?

Повертели, покрутили,

Постучали и открыли.

(работа в тетради, число, классная работа;

минутка чистописания - имитация замка).

3.Подготовка к восприятию нового.

Далее открывается ларец.

У: - Посмотрите – ка , что тут!

Нас испытания ждут.

Кто готов нам помогать?

Просьба - руку поднимать.

4. Дети достают из ларца задание «Загадки-ребусы».

1слайд - решите пример (туча)

2 слайд - какое слово увидели (вата)

3 слайд - что зашифровано (доля)

4слайд - прочитай слово (подберёзовик)

5 слайд - какое слово спряталось среди букв (муха)

6 слайд - составьте из букв данного слова новое (анаграмма-банка)

7 слайд - прочитай слово (пенал)

8 слайд - какое слово зашифровано (модель)

Слайд №9-МОДЕЛЬ

У: - Что обозначает слово «модель»? (ответы детей)

У: - В словаре Ожегова слово «модель» означает образец, образцовый экземпляр какого-либо изделия, уменьшенного в несколько раз. Учитель демонстрирует модель машины, халата, модель соединения деталей, схема корабля.

Учитель подводит к итогу.

- Как произносится слово «модель».

Слайд №10.На экране слова, которые сами образовали дети из ребусов.

У:- Что можно сказать ещё о данных словах? ( имена существительные ; единственного числа; есть род; одушевлённые, неодушевлённые.)

У:- Определите род имён существительных устно.

У:- Слайд №11.Проверка ранее пройденного. Самостоятельно образуйте множественное число данных имён существительных. Запиши в 2 столбика:

1столбик - единственное число

2 столбик - множественное число

Проверка: дети зачитывают вслух.

Работа над новым.

Слайд №12 дополнительная проверка.

У: - Кто догадался, какая тема нашего урока?

Слайд №13.Изменение имен существительного по числам.

У:- Интересно, что нас ждёт?

Кто за заданием пойдет?

Ученик достаёт из ларца «Разминка- проверка». Слайд №14.Определи лишнее слово.

Дети выбирают слово БРЮКИ, т.к. оно имеет форму мн. числа.

Учитель демонстрирует модель брюк. В толковом словаре брюки трактуются как нижнее платье для мужчин и шили их из ткани, которая называлась брюкша. А сами брюки упоминались в 12 веке.

У: - А нет ли еще лишнего слова?

Дети определяют слово ПЫЛЬ. (Оно употребляется только в форме ед. числа).

ВЫВОД: В русском языке имеются слова, которые имеют форму только единственного числа и только форму мнё числа.

У: - Что хранит ещё ларец?

Ученик выходит к ларцу и достаёт «Определи число имён существительных». Учитель зачитывает слова. Дети по рядам должны определить число имён существительных и встать- погода, очки, бамбук, салазки, вилы, пыль, моль, ножницы, свинина, макароны, февраль, духи.

Слайд №16.Подведение итогов. 1вариант зачитывает слова множественного числа, а 2 вариант зачитывают слова единственного числа.

У: - Чтобы знания стали крепче,

В жизни чтобы было легче,

Надо быть старательным,

А ещё внимательным.

Закрепление нового.

Ученик достаёт записку «Работа с текстом». Слайд №17.Текст лежит у каждого ученика на парте на инд. листочках.

Задание: напиши заголовок, дополни предложения недостающими словами и допиши одно предложение подходящее по смыслу.

Проверка. Дети зачитывают свои тексты.

У: - Клад лежит на самом дне.

Ну-ка, кто поможет мне?

Ученик берёт задание «Домашняя работа».

Слайд №18.

У: - Что бы вы хотели выполнить дома. (По выбору учащихся)

Итог урока.Рефлексия.

Слайд №19.У:- Добрались мы и до клада

Подвести итог бы надо.

На дне ларца лежат семена подсолнуха. Каждый ученик берёт по семечку.

У:- Это семечки знаний. Что вы унесете с собой. (Дети говорят, что в этом семени они возьмут с собой ….То, что запомнилось с урока.)

Учитель благодарит детей и учителя данного класса.




Полномочный представитель Президента Российской Федерации в ПФО
Портал Образование 2.0
Министерство образования Пермского края





 

© 2010 МОУ ЕСОШ
Рябчевских Д.А. :)