СЕВЕРНЫЙ ЛЕДОВИТЫЙ ОКЕАН
Кужлева Елена Владимировна, учитель географии
Цели и задачи урока: познакомить учащихся с природой Северного Ледовитого океана, с исследователями Северного Ледовитого океана. Продолжить формирование навыков составления характеристики географического объекта.
Оборудование: Карта Арктики, карат океанов, раздаточный печатный материал, электронное методическое пособие.
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Проверка домашнего задания. Фронтальный опрос об особенностях природы Атлантического океана, использовании его ресурсов человеком.
3. Изучение нового материала.
3.1. Рассказ учителя «Географическое положение»
Северный Ледовитый, или Полярный, океан, простирается вокруг Северного полюса между Евразией и Северной Америкой. Его южная граница почти везде проходит внутри Северного полярного круга. На западе и северо-западе он соединяется с Атлантическим океаном через Гудзонов пролив и Девисов пролив (границу проводят по 70° с.ш.), а разделяют два океана Баффинова Земля и остров Гренландия. От мыса Брустер на юго-западе Гренландии она идет через Датский пролив к восточному побережью Исландии, а затем к юго-западному берегу Скандинавского полуострова у 61° с.ш.. Моря Гренландское и Норвежское относятся к Северному Ледовитому океану. Далее к северо-востоку и востоку южную границу Северного Ледовитого океана вплоть до Берингова пролива образует северный берег Евразии. В этих пределах площадь Северного Ледовитого океана 14,75 млн км2, объем — 18 млн км3. С Тихим океаном он связан только узким (
Вопросы:
1. Среди морей СЛО, омывающих территорию нашей страны, одно внутреннее. Найдите его на карте, назовите.
2. Почти все моря СЛО окраинные, неглубокие (0-
3. Какова плотность населения по береговой линии в Северной Америке, Евразии? Почему берега мало населены?
3.2. Просмотр презентационного материала из электронного пособия по теме «Исследователи Северного Ледовитого океана».
Заполнить таблицу:
Имя исследователя |
Дата исследования |
Что изучено и открыто |
3.3. Работа с карточкой «Рельеф дна океана».
Карточка
Используя карты и текст учебника, вставьте слова в пропущенные места текста.
Северный Ледовитый океан – самый неглубокий из всех океанов Земли. Средняя глубина океана -………м., максимальная - ……….м. Рельеф дна океана образуют котловины, впадины и …………………………………………
Срединно-Атлантический хребет продолжается в Северном Ледовитом океане и носит название ……………………………………..Линия разломов показана красной штриховкой. От Евразии к Северной Америке, почти параллельно друг другу, проходят подводные хребты, носящие имена великих русских ученых…………………………………….и………………………..Протяженность хребта Ломоносова достигает
Широкой полосой вдоль берегов материков и Гренландии тянется………..На его долю приходится 1/3 площади океана. Это свидетельствует о длительном опускании материков под воды Северного Ледовитого океана.
Рельеф дна океана, его контуры и размеры периодически изменяются.
3.4. Сообщение ученика «Климат Северного Ледовитого океана»
Северный Ледовитый океан находится в арктическом и субарктическом климатических поясах. Температура воздуха колеблется от -20 до -40 градусов. Зимой, когда 9/10 площади океана покрыто дрейфующими льдами, температура воды не поднимается выше 0 градусов по Цельсию, опускаясь до -4. Толщина дрейфующих льдин 4-
3.5. Сообщение ученика «Жизнь в океане и его хозяйственное использование»
1. Основу биомассы в океане образуют холодовыносливые диатомовые водоросли. Они живут как в воде, так и на льдах. В приатлантическом секторе океана и в прибрежных водах около устьев рек развиваются зоо- и фитопланктон; характерны водоросли, растущие на дне. На территории океана и в морях обитают промысловые рыбы (треска, пикша, навага, палтус и др.), из млекопитающих обычны тюлени, моржи, белухи, белые медведи.
2. Северный Ледовитый океан имеет большое хозяйственное значение для России, которая выходит к нему на огромном протяжении, а также для Канады и некоторых других стран. Экономический и технический уровень этих стран позволяет осваивать суровые воды океана.
В нашей стране ведутся большие работы по освоению Северного морского пути, по которому осуществляется обеспечение грузами обширных районов Сибири и Дальнего Востока. Для проводки судов используются ледоколы, в том числе - атомные. Ведется необходимое научно-оперативное обслуживание нужд флота и полярной авиации.
Биологические ресурсы океана невелики. Однако в Приатлантическом секторе океана биологическая продуктивность возрастает. Здесь ведется интенсивный лов рыбы; местное население ведет промысел тюленей, нерп, моржей.
Минеральные ресурсы Северного Ледовитого океана пока еще слабо изучены. Однако на шельфе начата эксплуатация месторождений нефти и газа, открыты россыпные месторождения тяжелых металлов. Суровые природные условия сдерживают разведку и освоение уже открытых месторождений полезных ископаемых.
4. Закрепление
1. В чем причины особенностей климата СЛО?
2. Какие данные свидетельствуют о том, что рельеф дна формируется?
3. Подумайте, почему летом часто образуются туманы?
4. Как называется течение, проникающее в СЛО из Атлантики?
5. Чем осложняется хозяйственная деятельность человека в океане?
ЛИТЕРАТУРА
http://p-w-w.ru/index.php?topic=4059.0
http://www.peoples.ru/science/seafarers/sedov/sedov-12032007085523gdx.shtml
http://ria.ru/arctic_mm/20100922/275253440_9.html
http://www.kino-teatr.ru/kino/acter/m/sov/2459/foto/30821
http://odnarodyna.com.ua/articles/4/1105.htm
http://lib.rus.ec/b/159356/read
http://maxozhar.livejournal.com/39705.htm
http://my-sedovo.narod.ru/PINEGIN.html
http://shirsha-8.livejournal.com/20277.html
http://www.moscow-export.com/info/news/??PAGEN_1