МОУ "Еловская средняя общеобразовательная школа"

 

Еловская средняя общеобразовательная школа

Муниципальное образовательное учреждение

Классный час "Берём власть в свои руки"

Кустова Наталья Владимировна, зам. директора по ВР

Цель: познакомить учащихся с правовыми основами ученического самоуправления.

Задачи:

Ø Активизация ученического самоуправления.

Ø Формирование правовой культуры учащихся.

Ø Развитие коммуникативных, кооперативных компетенций.

Оборудование:

  1. интерактивный комплекс;
  2. презентация «Правовые основы ученического самоуправления»;
  3. по одному экземпляру законов в полном объёме (для демонстрации);
  4. выписки из законов (для работы в парах);
    • Конституция РФ
    • Закон «Об образовании»
    • Конвенция о правах ребёнка
    • Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации»
    • Устав школы
  5. выписки из полномочий Ученических советов, Советов старшеклассников других школ (для работы в группах);
  6. маркеры;
  7. бумага;
  8. В школе существует республика старшеклассников СОНИД (Союз отважных неравнодушных интересных друзей) каждый класс город. На классном часе, посвящённом ученическому самоуправлению, классный руководитель обращается к детям как к жителям или гражданам города.

Ход мероприятия.

Мероприятие ведут классный руководитель, мэр класса, ученики в роли профессора Дороги, Васи Активистова и Феди Пессимистова. Они озвучивают презентацию и проводят тематические задания по парам и группам.

Классный руководитель:

Добрый день, уважаемые граждане нашего города. Сегодня мы продолжаем тему самоуправления.

Разговор пойдёт о правовых основах ученического самоуправления.

В течение классного часа мы попробуем себя в роли законодателей, но

«Мудрый законодатель начинает не с издания законов, а с изучения их пригодности для данного общества.» Руссо Ж.

Наш мэр получил консультацию по этому вопросу на учёбе актива, и поэтому ему предоставляется слово.

Слайд 1

Мэр

Разбираться в этих вопросах нам помогут уже известные герои: профессор Дорога знает всё об ученическом самоуправлении. Федя Пессимистов учится в школе, где ученическое самоуправление работает плохо. Вася Активистов учится в школе, где ученическое самоуправление работает хорошо.

Профессор в течение всего часа вместе с классным руководителем будут оценивать ваши ответы, и в конце классного часа они назовут лучших знатоков правовых основ ученического самоуправления .

Слайд 2

Мэр

Часть 1 «Что говорит закон?»

Слайд 3

Мэр

-На встречу с Федей Пессимистовым и Васей Активистовым профессор Дорога принес несколько брошюр. Оказалось, что это - не простые книжки, а законы.

Профессор

Мы с вами обсудим, что говорится в законах об ученическом самоуправлении. Для этого я вам законы и принес.

Вася

Профессор, Вы хотите записать нас в кружок юных юристов?

Профессор

А что, коллега, есть на примете такой кружок?

Слайд 4

Вася

Я по этим законам реферат писал. Так половину из того, что там написано, я вообще не понял! А про ученическое самоуправление, кстати, я там ничего не видел.

Профессор

Такой вот парадокс. Действительно, сегодня ни в одном из российских законов нет такого словосочетания - "ученическое самоуправление". Но кое-что об ученическом самоуправлении в законах есть.

Слайд 5

Мэр

Давайте вспомним законы, в которых могло бы говориться об ученическом самоуправлении.

Ученики класса высказывают своё мнение

На экране появляются названия законов.

1. Конституция РФ

2. Закон «Об образовании»

3. Конвенция о правах ребёнка

4. Федеральный закон «Об основных

гарантиях прав ребёнка в Российской

Федерации»

5. Устав школы

Слайд 6

Мэр

А сейчас «Мозговой штурм». Работа будет проходить в парах. Каждая пара получает выписку из одного закона. Ваша задача- найти в тексте всё, что касалось бы ученического самоуправления.

Вася раздаёт парам законы

Слайд 7

Мэр

Время для работы 5 минут

В течение пяти минут ученики читают законы и выделяют главное.

Время закончилось

Слайд 8

Мэр

Давайте послушаем, что каждая пара нашла в законах об ученическом самоуправлении.

Вася

Читаем чётко, говорим громко, добавляем только то, о чём ещё не сказано

Слайд 9

Мэр

Начнём с международной Конвенции о правах ребёнка. Какие статьи гарантируют нам возможность создавать органы ученического самоуправления?

Ученики называют свои варианты, после этого на экране появляется правильный ответ

Слайд 10

Вася

Главный закон нашего государства - Конституция Российской Федерации, что говорится в ней о деятельности детских объединений.

Ученики называют свои варианты, после этого на экране появляется правильный ответ

Слайд 11

Мэр

Главный закон для всех школ - Закон «Об образовании». Какие права он гарантирует учащимся?

Ученики называют свои варианты, после этого на экране появляется правильный ответ

Слайд 12

Вася

Права детей в России защищает Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации». Какие гарантии ученическому самоуправлению даёт этот закон?

Ученики называют свои варианты, после этого на экране появляется правильный ответ

Слайд 13

Мэр

Главный закон школьной жизни - «Устав школы». Вспомним, что говорится в нём о самоуправлении

Ученики называют свои варианты, после этого на экране появляется правильный ответ

Слайд 14

Профессор

Формами самоуправления образовательного учреждения являются совет образовательного учреждения, Управляющий совет, общее собрание, педагогический совет и другие формы.

Вася

Ага, значит мы - в «других формах».

Профессор

Закон дает открытый перечень форм школьного самоуправления. Это значит, что школа может сама решить, какой орган ученического самоуправления будет действовать в ее стенах. И не только решить, но и прописать в Уставе школы, какие у этого органа будут полномочия

Слайд 15

Федя

А если школа решит, что ученическое самоуправление ей не нужно?

Вася

Тогда в этой школе будет нарушаться право учеников на участие в управлении образовательным учреждением!

Профессор

А право это дает ученикам пункт 4 статьи 50 закона "Об образовании".

В статье 32, пункт 3, сказано, что за нарушение прав и свобод обучающихся школа несет ответственность "в установленном законом порядке".

Слайд 16

Мэр

В первой части нашего собрания мы вспомнили законы, которые гарантируют ученическое самоуправление. В нашей школе активно работает Совет старшеклассников. В классах- городах школы -работают мэрии. Достаточно ли ученическому самоуправлению тех прав, которые записаны в законах?

Слайд 17

Профессор

В основном, закон дает ученическому самоуправлению полномочия по защите прав детей в школе.

Вася

Но ведь не только этим самоуправление занимается, и полномочия органов школьного самоуправления должны быть записаны в Уставе школы

Слайд 18

Федя

А в нашем Уставе записано, что ученическое самоуправление обязано проводить рейды по проверке портфелей, отлавливать нарушителей дисциплины, следить, чтобы ничего не украли, а также всегда и везде помогать директору школы...

Слайд 19

Мэр

В Уставе школы записано, какими правами обладает ученическое самоуправление.

Сейчас с этими правами нас познакомят те, кто изучал Устав школы.

Ученики называют пункты из Устава школы.

Слайд 20

Мэр

Достаточно ли нашему Совету старшеклассников данных полномочий и какие полномочия вы бы добавили?

Слайд 21

Мэр

Сейчас мы с вами разделимся на группы. Вы на время станете законодательными комиссиями по написанию положения о Совете старшеклассников. За пять минут вы должны изучить полномочия Совета старшеклассников других школ, выбрать три, которые на, ваш взгляд, можно было бы применить и в нашей школе, обосновать почему.

Помните, что законы пишутся для обыкновенных людей, потому они должны основываться на обыкновенных правилах здравого смысла.

Джефферсон Т.

Слайд 22

Группы изучают полномочия

Слайд 23

Мэр

Начинаем слушанья. Говорите чётко, кратко, аргументированно.

Выступления групп

Слайд 24

Профессор

Многие считают, что ученическое самоуправление существует для того, чтобы дети в школе лучше учились и прилежнее себя вели.

В школе должно быть положение о Совете старшеклассников, в котором всё разложено по полочкам.

И как же добиться, чтобы у Совета старшеклассников были те полномочия, которые нужны самим активистам?

Активистам надо решить, какие именно полномочия необходимы нашему Совету старшеклассников, и написать положение об ученическом самоуправлении школы.

А затем обсудить его с директором, педагогами, родителями. Выслушать их мнение, внести поправки. И в результате добиться, чтобы это положение в школе было утверждено.

Слайд 25

Федя

Неужели ученическое самоуправление имеет только права, а обязанностей - никаких?

Профессор

Голубчики, так не бывает!

Вася

Сначала ты выполняешь свои обязанности, а уже потом можешь претендовать на права.

Слайд 26

Профессор

Давайте подведём итог.

Какие документы гарантируют развитие ученического самоуправления?

Ученики отвечают кратко.

Профессор

Что необходимо сделать, чтобы у Совета старшеклассников появились полномочия?

Ученики отвечают кратко.

Профессор

Ваши предложения мэр передаст в Совет старшеклассников для разработки положения о Совете старшеклассников.

Лучшими знатоками правовых основ ученического самоуправления сегодня стали ( называются фамилии, вручают медали победителям Вася и Федя)

А мы с вами прощаемся до следующего разговора про ученическое самоуправление

Слайд 27

Классный руководитель

Подошёл к завершению классный час. На слайде вы видите высказывания. Зачитываете вслух то, которое отражает ваше настроение.

Классный руководитель после высказывания делает заключительный вывод.

Было интересно. Мы много узнали нового о правовых основах ученического самоуправления: оказывается, мы можем участвовать в разработке, положения о Совете старшеклассников, так как именно Совет старшеклассников должен решать проблемы учеников.

Слайд 28

Медаль




Полномочный представитель Президента Российской Федерации в ПФО
Портал Образование 2.0
Министерство образования Пермского края





 

© 2010 МОУ ЕСОШ
Рябчевских Д.А. :)