Классный час "Берём власть в свои руки"
Кустова Наталья Владимировна, зам. директора по ВР
Цель: познакомить учащихся с правовыми основами ученического самоуправления.
Задачи:
Ø Активизация ученического самоуправления.
Ø Формирование правовой культуры учащихся.
Ø Развитие коммуникативных, кооперативных компетенций.
Оборудование:
- интерактивный комплекс;
- презентация «Правовые основы ученического самоуправления»;
- по одному экземпляру законов в полном объёме (для демонстрации);
- выписки из законов (для работы в парах);
- Конституция РФ
- Закон «Об образовании»
- Конвенция о правах ребёнка
- Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации»
- Устав школы
- выписки из полномочий Ученических советов, Советов старшеклассников других школ (для работы в группах);
- маркеры;
- бумага;
- В школе существует республика старшеклассников СОНИД (Союз отважных неравнодушных интересных друзей) каждый класс город. На классном часе, посвящённом ученическому самоуправлению, классный руководитель обращается к детям как к жителям или гражданам города.
Ход мероприятия.
Мероприятие ведут классный руководитель, мэр класса, ученики в роли профессора Дороги, Васи Активистова и Феди Пессимистова. Они озвучивают презентацию и проводят тематические задания по парам и группам.
Классный руководитель: Добрый день, уважаемые граждане нашего города. Сегодня мы продолжаем тему самоуправления. Разговор пойдёт о правовых основах ученического самоуправления. В течение классного часа мы попробуем себя в роли законодателей, но «Мудрый законодатель начинает не с издания законов, а с изучения их пригодности для данного общества.» Руссо Ж. Наш мэр получил консультацию по этому вопросу на учёбе актива, и поэтому ему предоставляется слово.
|
Слайд 1 |
Мэр Разбираться в этих вопросах нам помогут уже известные герои: профессор Дорога знает всё об ученическом самоуправлении. Федя Пессимистов учится в школе, где ученическое самоуправление работает плохо. Вася Активистов учится в школе, где ученическое самоуправление работает хорошо.
Профессор в течение всего часа вместе с классным руководителем будут оценивать ваши ответы, и в конце классного часа они назовут лучших знатоков правовых основ ученического самоуправления .
|
Слайд 2 |
Мэр Часть 1 «Что говорит закон?» |
Слайд 3 |
Мэр -На встречу с Федей Пессимистовым и Васей Активистовым профессор Дорога принес несколько брошюр. Оказалось, что это - не простые книжки, а законы. Профессор Мы с вами обсудим, что говорится в законах об ученическом самоуправлении. Для этого я вам законы и принес. Вася Профессор, Вы хотите записать нас в кружок юных юристов? Профессор А что, коллега, есть на примете такой кружок?
|
Слайд 4 |
Вася Я по этим законам реферат писал. Так половину из того, что там написано, я вообще не понял! А про ученическое самоуправление, кстати, я там ничего не видел. Профессор Такой вот парадокс. Действительно, сегодня ни в одном из российских законов нет такого словосочетания - "ученическое самоуправление". Но кое-что об ученическом самоуправлении в законах есть.
|
Слайд 5 |
Мэр Давайте вспомним законы, в которых могло бы говориться об ученическом самоуправлении. Ученики класса высказывают своё мнение На экране появляются названия законов. 1. Конституция РФ 2. Закон «Об образовании» 3. Конвенция о правах ребёнка 4. Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации» 5. Устав школы |
Слайд 6
|
Мэр А сейчас «Мозговой штурм». Работа будет проходить в парах. Каждая пара получает выписку из одного закона. Ваша задача- найти в тексте всё, что касалось бы ученического самоуправления. Вася раздаёт парам законы |
Слайд 7 |
Мэр Время для работы 5 минут
В течение пяти минут ученики читают законы и выделяют главное.
Время закончилось |
Слайд 8 |
Мэр Давайте послушаем, что каждая пара нашла в законах об ученическом самоуправлении.
Вася Читаем чётко, говорим громко, добавляем только то, о чём ещё не сказано |
Слайд 9 |
Мэр Начнём с международной Конвенции о правах ребёнка. Какие статьи гарантируют нам возможность создавать органы ученического самоуправления? Ученики называют свои варианты, после этого на экране появляется правильный ответ |
Слайд 10
|
Вася Главный закон нашего государства - Конституция Российской Федерации, что говорится в ней о деятельности детских объединений.
Ученики называют свои варианты, после этого на экране появляется правильный ответ |
Слайд 11
|
Мэр Главный закон для всех школ - Закон «Об образовании». Какие права он гарантирует учащимся?
Ученики называют свои варианты, после этого на экране появляется правильный ответ
|
Слайд 12 |
Вася
Права детей в России защищает Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации». Какие гарантии ученическому самоуправлению даёт этот закон?
Ученики называют свои варианты, после этого на экране появляется правильный ответ |
Слайд 13 |
Мэр
Главный закон школьной жизни - «Устав школы». Вспомним, что говорится в нём о самоуправлении
Ученики называют свои варианты, после этого на экране появляется правильный ответ |
Слайд 14
|
Профессор Формами самоуправления образовательного учреждения являются совет образовательного учреждения, Управляющий совет, общее собрание, педагогический совет и другие формы. Вася Ага, значит мы - в «других формах». Профессор Закон дает открытый перечень форм школьного самоуправления. Это значит, что школа может сама решить, какой орган ученического самоуправления будет действовать в ее стенах. И не только решить, но и прописать в Уставе школы, какие у этого органа будут полномочия
|
Слайд 15
|
Федя А если школа решит, что ученическое самоуправление ей не нужно? Вася Тогда в этой школе будет нарушаться право учеников на участие в управлении образовательным учреждением! Профессор А право это дает ученикам пункт 4 статьи 50 закона "Об образовании".
В статье 32, пункт 3, сказано, что за нарушение прав и свобод обучающихся школа несет ответственность "в установленном законом порядке".
|
Слайд 16
|
Мэр В первой части нашего собрания мы вспомнили законы, которые гарантируют ученическое самоуправление. В нашей школе активно работает Совет старшеклассников. В классах- городах школы -работают мэрии. Достаточно ли ученическому самоуправлению тех прав, которые записаны в законах? |
Слайд 17 |
Профессор В основном, закон дает ученическому самоуправлению полномочия по защите прав детей в школе. Вася Но ведь не только этим самоуправление занимается, и полномочия органов школьного самоуправления должны быть записаны в Уставе школы |
Слайд 18
|
Федя А в нашем Уставе записано, что ученическое самоуправление обязано проводить рейды по проверке портфелей, отлавливать нарушителей дисциплины, следить, чтобы ничего не украли, а также всегда и везде помогать директору школы... |
Слайд 19
|
Мэр В Уставе школы записано, какими правами обладает ученическое самоуправление. Сейчас с этими правами нас познакомят те, кто изучал Устав школы.
Ученики называют пункты из Устава школы. |
Слайд 20
|
Мэр Достаточно ли нашему Совету старшеклассников данных полномочий и какие полномочия вы бы добавили?
|
Слайд 21 |
Мэр Сейчас мы с вами разделимся на группы. Вы на время станете законодательными комиссиями по написанию положения о Совете старшеклассников. За пять минут вы должны изучить полномочия Совета старшеклассников других школ, выбрать три, которые на, ваш взгляд, можно было бы применить и в нашей школе, обосновать почему. Помните, что законы пишутся для обыкновенных людей, потому они должны основываться на обыкновенных правилах здравого смысла.
|
Слайд 22
|
Группы изучают полномочия |
Слайд 23 |
Мэр Начинаем слушанья. Говорите чётко, кратко, аргументированно.
Выступления групп |
Слайд 24 |
Профессор Многие считают, что ученическое самоуправление существует для того, чтобы дети в школе лучше учились и прилежнее себя вели. В школе должно быть положение о Совете старшеклассников, в котором всё разложено по полочкам. И как же добиться, чтобы у Совета старшеклассников были те полномочия, которые нужны самим активистам? Активистам надо решить, какие именно полномочия необходимы нашему Совету старшеклассников, и написать положение об ученическом самоуправлении школы. А затем обсудить его с директором, педагогами, родителями. Выслушать их мнение, внести поправки. И в результате добиться, чтобы это положение в школе было утверждено.
|
Слайд 25 |
Федя Неужели ученическое самоуправление имеет только права, а обязанностей - никаких? Профессор Голубчики, так не бывает! Вася Сначала ты выполняешь свои обязанности, а уже потом можешь претендовать на права.
|
Слайд 26 |
Профессор Давайте подведём итог. Какие документы гарантируют развитие ученического самоуправления? Ученики отвечают кратко. Профессор Что необходимо сделать, чтобы у Совета старшеклассников появились полномочия? Ученики отвечают кратко. Профессор Ваши предложения мэр передаст в Совет старшеклассников для разработки положения о Совете старшеклассников. Лучшими знатоками правовых основ ученического самоуправления сегодня стали ( называются фамилии, вручают медали победителям Вася и Федя) А мы с вами прощаемся до следующего разговора про ученическое самоуправление |
Слайд 27 |
Классный руководитель Подошёл к завершению классный час. На слайде вы видите высказывания. Зачитываете вслух то, которое отражает ваше настроение.
Классный руководитель после высказывания делает заключительный вывод. Было интересно. Мы много узнали нового о правовых основах ученического самоуправления: оказывается, мы можем участвовать в разработке, положения о Совете старшеклассников, так как именно Совет старшеклассников должен решать проблемы учеников. |
Слайд 28 |
Медаль