Витамины - чудесные вещества
Учитель биологии Павлова Марина Витальевна
Цель: формирование представления о витаминах как биологически активных веществах клетки, об их влиянии на обменные процессы.
Оборудование: ватманы А2 илиА3, набор картинок различных продуктов питания, клей.
Ход урока.
I. Организационный момент.
- Здравствуйте, ребята! Встаньте ровно, расправьте плечи, почувствуйте свое тело, скажите ему мысленно «спасибо» за то, что дает возможность активно прожить еще один день жизни. Садитесь.
II. Актуализация знаний.
- Приветствуя словом «здравствуйте» мы желаем друг другу здоровья. Здоровье – это самое ценное, что есть у человека.
- А как вы себя чувствуете?
- Какое у вас настроение?
- А когда вы плохо чувствуете себя?
По статистике в нашей школе у учащихся встречаются такие заболевания: снижение зрения, нарушение осанки, нарушение деятельности щитовидной железы, простудные заболевания и другие.
Эти и другие заболевания связаны с обменом веществ. Вспомните, что такое обмен веществ?
- Как называются вещества, ускоряющие процессы обмена веществ?
Чтобы обмен веществ протекал нормально, а ферменты активно работали, в их состав должны входить особые вещества.
Проблема.
Во время одной из экспедиций Колумба часть экипажа сильно заболела. Умирающие моряки попросили капитана высадить их на каком-нибудь острове, чтобы они спокойно могли умереть. Через несколько месяцев спустя Колумб причалил к острову, чтобы придать останки моряков земле. Каково было его удивление, когда они встретили своих товарищей живыми и здоровыми. Остров назвали «Кюрасао» (с португальского «оздоровляющий»).
- Что же спасло моряков от смерти?
- Каков предмет разговора на уроке?
- Итак, тема урока «Витамины – чудесные вещества»
- Что бы вы хотели узнать о витаминах?
Цель урока: рассмотреть влияние витаминов на организм человека.
III. Изучение новой темы.
1. Открытие витаминов.
- Впервые витамины открыл русский ученый Н.И. Лунин (сообщение учащегося).
Через 30 лет К. Функ дал им название. Корень «вита» означает «жизнь», «амины» - класс азотосодержащих органических веществ.
- Как называется состояние организма, если не хватает витаминов?
В настоящее время ученые выделяют около 80 витаминов. Они делятся на водо- и жирорастворимые.
- Чтобы узнать какое влияние витамины оказывают на организм, я предлагаю вам практическую работу по созданию альбома «Азбука витаминов». Азбука будет состоять из букв латинского алфавита, которыми обозначаются витамины. У вас на столах имеется оборудование, на основе которого вы изготовите по одному листку альбома и представите его для защиты. Алгоритм работы на столах. На выполнение работы 7 минут, на защиту 1, 5 – 2 минуты. Желаю успеха!
2. Самостоятельная работа в группах.
3. Отчет учащихся о проделанной работе.
IV. Закрепление.
- Давайте вспомним про экспедицию Колумба. Как вы думаете, какое заболевание было у моряков?
- У меня в черном ящике плод тропического растения, которое растет в изобилии на острове Кюрасао. В нем много витамина С. В народной медицине его применяют как профилактическое средство против гриппа. Укажите его!
В британском морском флоте
Служили моряки.
Когда-то называли их
По странному – «Лими».
А от чего «лими» они?
От слова же «лимон».
Необходим матросам
На кораблях был он.
Решение биологических задач.
1. «Если кур кормить только очищенным рисом, у них обязательно развивается болезнь «бери-бери», но только стоит поменять очищенный рис на неочищенный, они выздоравливают. Как это можно объяснить?
2. Как вы объясните, что дети чаще болеют рахитом в северных странах, чем в странах, расположенных ближе к экватору?
3. «Как только наступали сумерки, многие слепли и только смутно, с трудом различали границу между небом и землей… Кто-то предложил сделать отвар из сосновых игл. К сожалению, это не помогло. Лишь когда на батарею выдали бутыль рыбьего жира и каждый принял вечером это лекарства и получил такую же порцию утром, зрение тут же начало возвращаться» (эпизод из книги Ю. Никулина «Почти серьезно». Он произошел с автором во время блокады Ленинграда).
V. Рефлексия.
-Получили ли вы ответы на свои вопросы?
- На зеленых листках, я прошу поставить оценку по рейтинговой системе.
- Урок хочу завершить словами Гиппократа «Наши пищевые вещества должны быть лечебными, а наши лечебные средства должны быть пищевыми веществами». Если вы хотите, чтобы у вас было хорошее самочувствие и крепкое здоровье на долгие годы, питайтесь разнообразной пищей, ешьте побольше фруктов, овощей и ягод.
Урок окончен. Спасибо!