МОУ "Еловская средняя общеобразовательная школа"

 

Еловская средняя общеобразовательная школа

Муниципальное образовательное учреждение

Витамины - чудесные вещества

Учитель биологии Павлова Марина Витальевна

Цель: формирование  представления о витаминах как биологически активных веществах клетки, об их влиянии на обменные процессы.

Оборудование: ватманы А2 илиА3, набор картинок различных продуктов питания, клей.

Ход урока.

I. Организационный момент.

- Здравствуйте, ребята! Встаньте ровно, расправьте плечи, почувствуйте свое тело, скажите ему мысленно «спасибо» за то, что дает возможность активно прожить еще один день жизни. Садитесь.

II. Актуализация знаний.

- Приветствуя словом «здравствуйте» мы желаем друг другу здоровья. Здоровье – это самое ценное, что есть у человека.

- А как вы себя чувствуете?

- Какое у вас настроение?

- А когда вы плохо чувствуете себя?

По статистике в нашей школе у учащихся встречаются такие заболевания: снижение зрения, нарушение осанки, нарушение деятельности щитовидной железы, простудные заболевания и другие.

Эти и другие заболевания связаны с обменом веществ. Вспомните, что такое обмен веществ?

- Как называются вещества, ускоряющие процессы обмена веществ?

Чтобы обмен веществ протекал нормально, а ферменты активно работали, в их состав должны входить особые вещества.

Проблема.

Во время одной из экспедиций Колумба часть экипажа сильно заболела. Умирающие моряки попросили капитана высадить их на каком-нибудь острове, чтобы они спокойно могли умереть. Через несколько месяцев спустя Колумб причалил к острову, чтобы придать останки моряков земле. Каково было его удивление, когда они встретили своих товарищей живыми и здоровыми. Остров назвали «Кюрасао» (с португальского «оздоровляющий»).

- Что же спасло моряков от смерти?

- Каков предмет разговора на уроке?

- Итак, тема урока «Витамины – чудесные вещества»

- Что бы вы хотели узнать о витаминах?

Цель урока: рассмотреть влияние витаминов на организм человека.

III. Изучение новой темы.

1. Открытие витаминов.

- Впервые витамины открыл русский ученый Н.И. Лунин (сообщение учащегося).  

Через 30 лет К. Функ дал им название. Корень «вита» означает «жизнь», «амины» - класс азотосодержащих органических веществ.

- Как называется состояние организма, если не хватает витаминов?

В настоящее время ученые выделяют около 80 витаминов. Они делятся на водо- и жирорастворимые.

- Чтобы узнать какое влияние витамины оказывают на организм, я предлагаю вам практическую работу по созданию альбома «Азбука витаминов». Азбука будет состоять из букв латинского алфавита, которыми обозначаются витамины. У вас на столах имеется оборудование, на основе которого вы изготовите по одному листку альбома и представите его для защиты. Алгоритм работы на столах. На выполнение работы 7 минут, на защиту 1, 5 – 2 минуты. Желаю успеха!

2. Самостоятельная работа в группах.

3. Отчет учащихся о проделанной работе.

IV. Закрепление.

- Давайте вспомним про экспедицию Колумба. Как вы думаете, какое заболевание было у моряков?

- У меня в черном ящике плод тропического растения, которое растет в изобилии на острове Кюрасао. В нем много витамина С. В народной медицине его применяют как профилактическое средство против гриппа. Укажите его!

В британском морском флоте

Служили моряки.

Когда-то называли их

По странному – «Лими».

А от чего «лими» они?

От слова же «лимон».

Необходим матросам

На кораблях был он.

Решение биологических задач.

1. «Если кур кормить только очищенным рисом, у них обязательно развивается болезнь «бери-бери», но только стоит поменять очищенный рис на неочищенный, они выздоравливают. Как это можно объяснить?

2. Как  вы объясните, что дети чаще болеют рахитом в северных странах, чем в странах, расположенных ближе к экватору?

3. «Как только наступали сумерки, многие слепли и только смутно, с трудом различали границу между небом и землей… Кто-то предложил сделать отвар из сосновых игл. К сожалению, это не помогло. Лишь когда на батарею выдали бутыль рыбьего жира и каждый принял вечером это лекарства и получил такую же порцию утром, зрение тут же начало возвращаться» (эпизод из книги Ю. Никулина «Почти серьезно». Он произошел с автором во время блокады Ленинграда).

V. Рефлексия.

-Получили ли вы ответы на свои вопросы?

- На зеленых листках, я прошу поставить оценку по рейтинговой системе.

- Урок хочу завершить словами Гиппократа «Наши пищевые вещества должны быть лечебными, а наши лечебные средства должны быть пищевыми веществами».  Если вы хотите, чтобы у вас было хорошее самочувствие и крепкое здоровье на долгие годы, питайтесь разнообразной пищей, ешьте побольше фруктов, овощей и ягод.

Урок окончен. Спасибо!




Полномочный представитель Президента Российской Федерации в ПФО
Портал Образование 2.0
Министерство образования Пермского края





 

© 2010 МОУ ЕСОШ
Рябчевских Д.А. :)